NASA завершило начатые в июне 2005 году испытания двигательной установки, которая работает на ионизированном газе. Теперь ею можно оснащать космические аппараты, разгоняя их до невиданных ранее скоростей, сообщает "Компьюлента".
Часто фигурирующие в научной фантастике ионные двигатели применялись на практике ещё в 70-е годы. Тяга в них создаётся за счёт разгона ионизированного газа в электростатическом поле.
Преимуществом подобных ДУ по сравнению с традиционными химическими решениями является высокая эффективность, а именно возможность разогнать аппарат до десятков километров в секунду при малом расходе топлива.
Правда, это происходит уже в космическом пространстве при долгой работе ионного двигателя: его стартовая тяга невелика. Поэтому в качестве основной системы, приводящей в движение космический корабль, эту схему начали использовать недавно.
Пионером ионного движения стал американский аппарат Deep Space 1, запущенный в 1998 году.
За ним последовали европейский и японский зонды, а последним крупным проектом на сегодня стала автоматическая межпланетная станция Dawn, отправленная NASA изучать астероид Весту и карликовую планету Цереру.
Ионный двигатель Dawn и стал образцом для создания ксеноновой системы NASA's Evolutionary Xenon Thruster (NEXT).
Разработчики из Исследовательского центра имени Гленна и компании Aerojet смоделировали самые разнообразные миссии, в которых может быть задействована такая ДУ.
С 2005 года NEXT проработал 35,5 тысячи часов, что на 5 тысяч больше предыдущего рекорда.
На эксперименты ушло 600 килограммов ксенона. На основе тестовых моделей инженеры сконструировали двигательную установку из нескольких ионных двигателей, срок службы которых превысит 6 лет, и теперь НАСА остаётся лишь выбрать, в каких миссиях будет удобнее эксплуатировать разработку.
Быть может, тут и пригодится космическая программа, предложенная Национальной академией наук США на ближайшую декаду?