Бывшие сотрудники Национального управления безопасностью движения на трассах США (NHTSA), перешедшие на работу в Toyota Corp., помогли убедить своего бывшего работодателя закрыть как минимум четыре расследования случаев неожиданного непреднамеренного ускорения автомобилей моделей Camry и Solara. Кристофер Тинто, вице-президент по связям с органами безопасности движения, и Кристофер Сануччи, его непосредственный подчиненный, пришли в Toyota из NHTSA - в 1994 и 2003 гг.
С 1999 г. минимум 2262 обладателя автомобилей Toyota и Lexus в США сообщили в NHTSA, СМИ, судебные органы или Safety Research & Strategies о неожиданном непреднамеренном ускорении своих автомобилей, следует из доклада этой организации. В 815 случаях дело (возможно, из-за ускорения) закончилось ДТП, 341 человек получил ранения, 19 человек погибло.
Первый такой случай NHTSA стало расследовать в 2003 г. Из восьми проведенных с тех пор расследований в пяти случаях причины не были найдены, а в трех причиной аварии был признан напольный коврик, попавший под педаль газа. Незадолго до начала первого расследования Сануччи и Тинто еще сидели по разные стороны стола.
Менеджеры, отвечающие за отношения с регуляторами в GM, Ford, Chrysler, Honda, не работали в NHTSA, заявили представители этих компаний.
Воспользовались ли менеджеры Toyota своими связями с бывшим работодателем, пока не доказано. Тинто и Сануччи не дают комментариев. Пресс-служба регулятора заявляет, что "единственный приоритет NHTSA - безопасность".
Против Toyota в США и Канаде выдвинуто 29 исков, претендующих на статус групповых, в связи с 17 возможными дефектами в электронной системе управления положением дроссельной заслонки. Еще 10 исков поданы в США в связи со смертью или травмами, вызванными неожиданным непреднамеренным ускорением автомобилей.
Руководству Toyota грозит штраф до 16,4 млн долларов. Проигрыши судебных исков, по предварительным подсчетам, могут стоить компании $2 млрд.
Это дело должно подвигнуть США ввести уголовную ответственность для компаний, несвоевременно реагирующих на проблемы с безопасностью автомобилей, полагает бывший шеф NHTSA Джоан Клейбрук.