Триумф трехмерного кино сделал прорыв в мировой киноиндустрии.
Практически $2 млрд. Цифра, которая побила все рекорды в мировом кинопрокате. "Аватар" Джеймса Камерона стал не только самым кассовым фильмом за всю историю кино, обогнав "Титаник", но и началом эры 3D-формата в киноиндустрии. Эксперты утверждают, что прорыв в технологиях, которого ждали почти полтора десятка лет с момента начала повсеместного использования компьютерной графики в кино, состоялся только сейчас.
Объемный рынок
Интерес к трехмерному кино растет как на дрожжах. Ошеломляющий успех "Аватара" уже успел вылиться в две ярко выраженные тенденции. Во-первых, увеличилось количество новых проектов, которые планируют снять или уже снимают кино в формате 3D. Во-вторых, в 3D-формат переводят успешные киноленты, выпущенные ранее. Повсеместно осваивают данный формат и кинопрокатчики. По всему миру сотнями появляются кинозалы, в которых можно показывать трехмерное кино. Так, к примеру, если в 2008 году в Украине было всего несколько кинозалов, в которых был предусмотрен показ в 3D-формате (в том числе и столичный кинотеатр IMAX, в котором демонстрировались исключительно фильмы, снятые с помощью новейших технологий), то в 2009 году таких залов стало значительно больше.
Всего в настоящее время, по словам Богдана Батруха, генерального директора кинопрокатной компании В&H Film Distribution, владеющей сетью кинотеатров "Кинопалац", в Украине функционируют 23 таких зала, и в ближайшее время планируется открытие еще трех-четырех. Для сравнения, в России к выходу фильма "Аватар" появилось около 150 3D-залов, и количество их неуклонно растет (всего на декабрь оно составило 355). В Украине большинство залов также были построены именно в преддверии выхода нашумевшего творения Джеймса Камерона, и этот шаг себя оправдал - фильм уже посмотрели более миллиона украинцев. Если за среднюю стоимость билета взять 50 грн., то за время проката "Аватара" кинотеатры заработали минимум 50 млн. грн. (с учетом обычных и 3D-кинотеатров). При этом 3D-залы посетило больше половины зрителей, стало быть заработки только от 3D-показов составили не менее 30 млн. грн.
Некоторые операторы предпочли сделать первые открытия 3D-залов в регионах. Например, так поступила компания "Мультиплекс-Холдинг", которая в 2009 году открыла подобные залы в Кривом Роге и Николаеве, а сейчас готовит открытие в столице. По мнению экспертов, такие компании за счет интереса посетителей к новшеству и ввиду отсутствия конкурентов способны собрать большую аудиторию и, таким образом, увеличить доходность за короткое время.
На волне повышенного интереса к трехмерному кино прогнозируется, что залы будут открываться и дальше. Стоимость открытия одного кинозала, оборудованного под показ фильмов в 3D-формате, обходится кинотеатру в 150 тыс. евро. Что касается окупаемости, то, по словам Богдана Батруха, она на пике ажиотажа очень привлекательная. "Не знаю ни одного кинотеатра, который бы ждал более одного года, чтобы вернуть вложенные деньги", - отметил он. Год - это максимальный период. В большинстве случаев деньги возвращаются уже в течение нескольких месяцев, утверждает эксперт. А успех "Аватара" помог некоторым собственникам вернуть деньги даже за более короткие сроки. Если взять за основу подсчета зал на 300 мест, стоимость одного билета 70-80 грн. и аншлаговую посещаемость 90% и более, то за один сеанс такой зал способен приносить более 21 тыс. грн. Пять сеансов в день обеспечивают доходность свыше 100 тыс. грн. (около 9 тыс. евро). Таким образом, уже за месяц проката фильма "Аватар" некоторые владельцы кинотеатров смогли вернуть вложения в открытие 3D-залов, даже если учитывать, что кинотеатр делится с компанией-прокатчиком фильмов кассой в пропорции 50/50. По самым скромным подсчетам, небольшой зал на 100 мест при стандартной заполненности на 50%, билетах по 45 грн. и трех сеансах принесет владельцу в день свыше 6 тыс. грн.
Очевидно, что трехмерное кино уже очень скоро начнет вытеснять другие форматы. "Лучшие, наиболее интересные фильмы будут выходить в формате 3D, соответственно, именно они будут обеспечивать большую посещаемость для кинотеатров", - уверен Богдан Батрух в перспективности 3D.
Снимите очки, господа!
Кроме кинопрокатчиков, успех "Аватара" подтолкнул производителей видеотехники к ускорению осуществления амбициозных планов в области 3D-телевидения. Но пока востребованность и, соответственно, рост продаж 3D-телевизоров на украинском рынке сдерживается недостатком контента и отсутствием в стране телеканалов, вещающих в 3D-формате. Впрочем, это характерно для всего мира. Но ситуация стремительно меняется, рассказал Андрей Барановский, старший продакт-менеджер департамента аудио-видео украинского представительства южнокорейской компании Samsung. Некоторые участники рынка говорят, что в скором времени на украинском рынке будут представлены не просто модели телевизоров с поддержкой 3D, но и полноценные трехмерные телевизоры, которые не требуют дополнительного оборудования (к примеру, очки) при просмотре кино. Сегодня стоимость плазменного телевизора с поддержкой 3D и диагональю 50 дюймов в среднем составляет 13-14 тыс. грн. "Все идет к тому, что 3D будет стремительно проникать в потребительский сегмент. Что касается цен на такое оборудование, то они не должны быть намного выше, чем на обычные телевизоры", - уточнил Петр Помагаев, руководитель отдела торгового маркетинга компании Philips.
По прогнозу экспертов представительства Samsung, 3D-телевидение станет главным стимулом для развития технологий завтрашнего дня и придет на смену нынешнему формату вещания. "Если сравнивать с прошлым ТВ-индустрии, это будет подобно переходу с черно-белого телевидения на цветное", - отметил Андрей Барановский. Не даром аналитики из корейской аналитической компании DisplayBank подсчитали, что если в 2010 году объем рынка трехмерных телевизоров составит $1,14 млрд., то к 2015-му он вырастет до $15,83 млрд.
Еще один сегмент, где можно заработать на новой технологии, - запуск 3D-телеканалов. В конце 2009 года американская DirecTV сообщила о подготовке к выходу в эфир первого в мире 3D-телеканала. В программу нового канала войдут кинофильмы, спортивные трансляции и прочие шоу. На выставке CES 2010 в Лас-Вегасе Discovery Communications совместно с Sony и IMAX также объявили о планах по созданию собственного круглосуточного 3D-канала в США. Летом в Японии одна из телекомпаний начинает трансляцию передач с трехмерным изображением.
Более $300 млн. и практически 15 лет Джеймс Камерон потратил на создание фильма "Аватар". И эти инвестиции, как показывает практика, окупились сполна. Возможно, следующие трехмерные новинки будут иметь успех поменьше, но в любом случае поднять капитал на них смогут многие.