Кто станет убийцей электромобилей? Toyota пробует свои силы в этой роли
В то время как автоиндустрия продолжает инвестировать огромные суммы в создание электромобилей, топ-менеджер Toyota нашел в себе смелость прямо сказать: «Электрокары не оправданы с финансовой точки зрения и не позволяют зарабатывать».
Вице-президент и руководитель научно-исследовательского подразделения Toyota Такеши Учиямада заявил, что компания отказывается от планов крупномасштабного запуска второй модели электромобиля eQ - электрифицированной версии микролитражки iQ. По его словам, мировые продажи электрокара RAV4 в ближайшие три года составят всего 2600 единиц. Toyota рассчитывает продать очень ограниченную серию из 100 электромобилей eQ в США и Японии. В 2010 г. во время официального представления eQ компания планировала реализовывать ежегодно по несколько тысяч этих моделей.
Гибриды продолжат выпускать
В то же время Toyota не отказывается от планов по расширению линейки гибридных автомобилей. В течение трех лет она вырастет до 21 модели, из них 14 будут принципиально новыми. В свое время японский автопроизводитель открыл глобальный рынок машин с двумя двигателями - бензиновым и электрическим - и продолжает на нем доминировать благодаря чрезвычайно успешному Prius. Модель производится по лицензии на основе технологии, разработанной Учиямадой. Таким образом, Toyota все же продолжает сохранять свою приверженность стратегии электрификации.
В Nissan относятся с пониманием к предпринимаемым Toyota шагам. «Для создания электромобилей и развитие инфраструктуры требуются огромные инвестиции, - рассказал мне Брендан Джонс, директор по маркетингу, продажам и стратегии электромобилей Nissan в США. - Но если вы уже на это решились, обратной дороги нет».
Поэтому, несмотря на возможные сомнения Nissan продолжает завоевывать сегмент электромобилей с моделью Leaf. «Наша компания правильно поступает. Мы продолжим экспансию на рынок, который со временем только вырастет», - уверен Джонс.
Не считая традиционных гибридных моделей, Toyota придерживается гораздо более консервативных взглядов по отношению к электрификации транспортных средств по сравнению с конкурентами. Среди них обосновавшиеся на американском рынке General Motors и Nissan, к которым присоединились Ford, Mitsubishi и другие.
Время электромобилей еще не пришло
В отличие от других известных автоэкспертов, сделанное перед журналистами заявление Учиямады стало самым разгромным по отношению к электромобилям и в определенной степени поставило крест на дальнейших перспективах их развития.
«Возможности существующих электромобилей идут вразрез с потребительскими предпочтениями. Это касается преодолеваемого ими расстояния от одного заряда аккумулятора, стоимости и времени зарядки», - сказал Учиямада. Собственно, обозначенные три аргумента и являются основными сдерживающими факторами на пути распространения электромобилей. Даже несмотря на всевозможные государственные программы субсидирования и снижения налоговой нагрузки.
Несмотря на установившуюся в США достаточно высокую стоимость бензина на уровне $1/литр, в среднесрочной и долгосрочной перспективе расходы на топливо не станут сдерживающим фактором для приобретения автомобиля.
Впрочем, прямолинейный топ-менеджер Toyota не сказал о главной причине сделанных в отношении электромобилей выводов. Несмотря на установившуюся в США достаточно высокую стоимость бензина на уровне $1/литр, в среднесрочной и долгосрочной перспективе расходы на топливо не станут сдерживающим фактором для приобретения автомобиля. С одной стороны, объемы добычи нефти по всему миру непрерывно растут, с другой, новые поколения двигателей внутреннего сгорания становятся гораздо экономичнее предшественников. Таким образом, выгоды от использования электромобилей становятся еще менее очевидными.
Toyota отмечает низкий интерес со стороны потребителей к гибридным моделям, подключаемым к сети, в частности, ее Plug-In Prius и Chevrolet Volt концерна GM. «Мы рассчитываем на возникновение спроса на подключаемые к сети гибриды, - отметил Учиямада. - Но попытки донести до водителей преимущества таких моделей пока не увенчались успехом».
Кстати, Toyota запустила в США рекламную кампанию четырех гибридных моделей из семейства Prius. Ее цель - подчеркнуть универсальность этого автомобиля и пригодность для всех категорий потребителей.