Падение доходов и дикий рост цен на билеты отбил у людей желание летать и ездить Госкомстатистики подсчитал: украинцы стали намного меньше ездить, плавать и летать, чем год назад. Так, за январь-сентябрь 2008 года всеми видами транспорта было перевезено 6 млрд 247,4 млн пассажиров, а за первые месяцы 2009-го - 5 млрд 495,4 млн пассажиров. Это значит, что за год кризиса транспортники перевезли на 752 млн (на 12,1%) пассажиров меньше, чем в докризисные времена.
Почти не почувствовала упадка железная дорога - она потеряла всего 3,9% пассажиров (было 341,6 млн чел., стало 327,9). Самые массовые перевозки - автобусные (свыше 3 млрд пассажиров) - потеряли за год почти 235 млн. Наибольшее падение перевозок произошло в авиации - на 600 тыс. чел. - с 4,7 до 4,1 млн, или на 13%.
И это понятно: несмотря на кризис и появление бюджетных (лоу-кост) авиакомпаний, билеты на самолеты украинских перевозчиков не только не подешевели (как это практиковалось во всем мире), но, наоборот, подорожали в два раза (акционные билеты не в счет - их купить весьма трудно). Как уверяют сами авиаперевозчики - из-за роста цен на топливо. Результат - падение перевозок.
В Минтранссвязи уменьшение перевозок объясняют просто: кризис ударил по доходам и граждан, и организаций, поэтому люди стали меньше ездить как в командировки, так и на отдых. «Но уже с июля начался рост. Если сравнить данные за второй и третий кварталы 2009 года, то в целом по транспорту имеем +0,1%. «Вырос» и авиатранспорт. Лишь автоперевозки по-прежнему в минусе (недосчитались 3,9 млн пассажиров)», - рассказала нам сотрудник пресс-службы Минтранссвязи Алена Шуляк.
Эксперт МЦПИ Александр Жолудь уверен, что статистика перевозок - хороший индикатор состояния экономики страны: «Многие ездили на работу из пригородов в областные центры на автобусах, маршрутках, но если работы нет, то и пассажиропоток упал. Бизнесмены стали меньше летать к деловым партнерам - заключалось меньше контрактов, да и средства экономили. Небольшое оживление пассажиропотока в третьем квартале нынешнего года свидетельствует о некотором оживлении экономики». Впрочем, насколько это оживление существенное, можно будет судить лишь по итогам года.