Главное автоведомство страны собирается брать деньги за проезд по шести автотрассам.
В ближайшие годы и у нас могут появиться платные, зато такие по качеству, как на Западе, скоростные дороги, об этом заявил вчера глава Укравтодора Евгений Прусенко.
Напомним, по закону, чтобы брать плату за проезд, необходимо обеспечить водителей альтернативной бесплатной дорогой, поэтому Прусенко заверил, что новые трассы проложат с нуля рядом с действующими за счет инвесторов, которые и станут получать доход. Брать планируют по 30 коп./км с легковых автомобилей, и до 1 грн/км с грузовых. Платных дорог будет шесть (см. инфографику), точные маршруты станут известны к концу следующего года, когда автодоровцы подготовят проекты строительства, но трассы не пройдут через населенные пункты, где есть ограничение скорости (60 км/ч), туда построят съезды.
ЧТО ПОЛУЧИТСЯ. Инженер-дорожник Владимир Шляховой говорит, что строительство растянется не на один десяток лет. Дабы такая трасса окупила себя, на ней не должно быть тянучек, а значит необходимы минимум две полосы в каждую сторону, а не одна на большинстве дорог, как сейчас, разделительная полоса, ограждения (чтобы нельзя было заехать, минуя пункт оплаты), развязки. Километр такой дороги стоит 40-45 млн грн, на все запланированное (около 2500 км) надо 100 млрд грн, это три госбюджета Украины. «Инвестор даст деньги, если будет уверен, что сможет их вернуть через 20-25 лет», - уверен Шляховой. По его мнению, быстро окупится окружная вокруг Киева, прежде всего за счет дальнобоек и дороги на Крым из Киева и Харькова, где интенсивное движение. А на Одессу и нынешняя бесплатная «имени Кирпы» устраивает водителей, если ее ремонтировать.
Прежде чем строить платные дороги, нужно привести в порядок действующие, считает глава пресс-службы проекта «Дорожный контроль» Егор Воробьев: «Из трассы Киев-Одесса хотели сделать автобан, платный проезд. Но по факту там куча сел, везде гаишники. А платные трассы по европейскому образцу - это автобаны с хорошим покрытием, где водители могут ездить на больших скоростях (до 150-160 км/час - Авт.)».
КАК У НИХ. В Европе и Америке платные автобаны есть много лет. В Европе стоимость проезда колеблется от 16 евроцентов до 100 евро, все зависит от протяженности трассы и вида транспорта. «На въездах на платные дороги стоят спецавтоматы (по типу наших паркоматов - Авт.). Необходимо нажать на кнопку и взять талон. Его нужно хранить в течение всей поездки, а по прибытию отметить в таком же автомате, который проставит пройденный километраж. В случае утери талончика, нужно оплатить максимальную сумму», - рассказывает нам дальнобойщик Александр. А в США есть еще пластиковые карточки. «Их можно купить на любой заправке. Цена - до $12, в зависимости от вида авто и протяженности трассы», - рассказала «Сегодня» эмигрантка Анастасия.
НАШИ. «Это для нас новинка - платить за быстрый проезд с комфортом, но если построят действительно хорошие дороги, народ привыкнет», - говорит водитель Максим Початун. Александр Панчохин подсчитал, что уплатив 30 грн за проезд на легковушке ста кэмэ по хорошей дороге, он истратит на бензин около 80 грн, всего 110 грн. А на проезд по плохой, когда приходится тормозить перед каждой ямой, на бензин уйдет тоже около 110 грн плюс потерянное время и износ машины.