Как «правильно» осваивать бюджетные деньги
Культура в России пока не приносит прибыли, поэтому находится на позиции просящего, которому постоянно не хватает денег. В принципе, это правильно, что государство поддерживает белорусскую культуру, выделяет средства на реконструкцию ее объектов, пытается придать ей свежий вид. При всей любви к театру, редкая семья захочет провести свой выходной в помещении, где облезлые стулья и затхлый запах, а со стен сыпется штукатурка. Да и время требует новых, более современных подходов к звуковому и световому сопровождению любой театральной постановки. Без этого сегодня нельзя не выжить даже самому именитому театру мира.
И по этому прокат светового оборудования для сцены в Национальный академический театр им.Я.Купалы обошелся доступным. Средств на это из бюджета не пожалели. Не разбрасывались деньгами, но все же выделили, сколько реально нужно, чтобы актерам и режиссеру потом не краснеть перед зрителями. В конце 2012 года было проведено два тендера: один на выбор поставщиков звукового оборудования, другой - поставщика постановочного осветительного оборудования. Оба тендера выиграла компания из Мозыря – ТЧУП «Русмузпродукт», которая, по мнению комиссии, представила самые выгодные предложения по цене, качеству (марке) оборудования, форме оплаты, сроках поставки, монтажа, обучения персонала.
Стоимость контракта по звуковому оборудованию составила 17,8 миллиардов рублей (около 2 миллионов долларов), по световому – 36,4 миллиарда рублей (более 4 миллионов долларов). Однако после определения победителя тендеров ОАО «Объединенная дирекция строящихся объектов» Министерства культуры заключает с ЧТУП «Русмузпродукт» соглашения, в которых меняет ключевые условия конкурса: спецификацию оборудования, его цену, сроки поставок, условия поставок и т.д. Все не в пользу театра, а частной компании. Например, ЧТУП «русмузпродукт» в своей конкурсной спецификации предлагало поставить оборудование известной марки Yamaha, а в соглашении фигурирует значительно более дешевый китайский аналог Soundcraft, но по цене Yamaha. Аналогично известный бренд Summit был заменен на DBX, и так далее.
Интересно, что ЧТУП «Русмузпродукт» выиграло тендер с условиями платежа 100% предоплата, когда другие участники конкурса, учитывая значимость объекта для страны, готовы были дать отсрочку платежа, чтобы не затягивать реконструкцию театра. Это очень важное условие, учитывая, что на момент проведения тендера у Министерства культуры не было еще средств на закупку оборудования, их просто не выделили из бюджета. Понятно, что при отсутствии средств и возможностей ЧТУП не смогло выполнить свои обязательства и поставить все необходимое оборудование ни через 60 дней, ни через 120. Интересный факт: когда компания обратилась для финансирования договора на поставку оборудования, хотя в условиях тендера и слова не было о привлечении кредитных банковских ресурсов, министр культуры лично подписал в банк письмо, в котором гарантировал оплату.
Впрочем, даже с гарантиями Минкультуры и увеличением срока поставок оборудования, так и не смогло выполнить взятые на себя обязательства. Оборудование в театр не поставлено до сих пор. Вернее, поставлена только часть оборудования, вроде одного ботинка вместо двух. С одной стороны что-то все же театр получил, что делать с этим одним ботинком?