ua en ru

Грядет "черный день" для автомобилистов, украинцы будут массово переходить на дизель

Пошлины на иномарки превратят автомобили в предмет роскоши - они подорожают на десятки тысяч гривен.

14 апреля может стать «черным днем» для тех, кто планировал вскоре купить новую иномарку: в Украине начнут действовать заградпошлины на импортные авто с бензиновым двигателем объемом от 1 до 2,2 л (на дизельные машины пошлины не вводят). Напомним, сейчас они равны 10% от стоимости автомобиля, а станут больше на 6,5% для авто с двигателем до 1,5 л и на 12,95% для авто с двигателем от 1,5 до 2,2 л. Это самые ходовые машины, главные конкуренты наших «Ланосов» - от ВАЗов до «Фордов», «Тойот», «Опелей», «Шкод», «Шевроле». Например, популярные «Мицубиси Ланцеры» поднимутся со 128 тыс. грн сегодня, до 148 тыс.

В пресс-службе Кабмина подтвердили: пошлины введут, несмотря на прозвучавшие протесты главных членов ВТО, которые поставляют в Украину иномарки (США, Япония, ЕС) и возможные экономические санкции (см. ниже), так как надо наполнять бюджет и защищать наш автопром. «Мы подали иск в суд с требованием признания решения Минэкономики о введении спецпошлин незаконным, первое заседание - 11 апреля», - сообщил «Сегодня» гендиректор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко.

КАК ДАЛЬШЕ. По информации ВААИД, сейчас на таможне - очереди автомобилевозов, дилеры спешат ввезти как можно больше машин по старым пошлинам (10%). Запасов хватит на 2-3 месяца, потом придется повышать цены не менее чем на величину пошлин, прогнозирует Назаренко. В автосалонах - бум. В марте дилеры продали на 60% больше машин, чем месяцем раньше. В информационно-аналитической группе AUTO-Consulting подсчитали, что в марте куплено 19 133 авто, против 11 973 в феврале. «Рынок существенно оживился, но тут есть сезонная составляющая. Более показательно то, что к марту 2012 г. объем продаж не изменился (19,1 тыс. авто). Да, спрос вырос, но это позволило лишь остановить отрицательную динамику, наблюдавшуюся в январе-феврале», - сказал «Сегодня» директор по маркетингу компании «АИС» Сергей Боровик. Но эксперты отмечают парадоксальную ситуацию: спрос на авто украинских производителей также увеличился. «Наши на волне ажиотажа почувствовали приток клиентов в салоны. Сбыт ЗАЗа вырос на 61%», - сообщил нам директор AUTO-Consulting Олег Омельницкий. Автодилеры пользуются моментом и всячески стимулируют ажиотаж. На сайтах некоторых компаний даже вывесили календарь, который отсчитывает, сколько времени осталось у клиентов до вступления в силу спецпошлин. Но ажиотаж не везде. «Мы видим, что люди чаще заходят, переживают, спрашивают. Но о большом росте продаж говорить не приходится», - сообщили нам в компании - дилере Seat. В пресс-службе «Порше-Украина» прогнозируют, что после введения пошлин изменится ассортимент покупаемых машин. «Люди будут искать альтернативу автомобилям, подпадающим под действие пошлин, переходить на дизель, на двигатели побольше - поскольку цена будет близкой», - сказали нам в пресс-службе. По данным эксперта авторынка Константина Кинбурна, сейчас активно разбирают недорогие машины ценой до 150 тыс. грн - это «Хюндай Акцент», КИА, «Джили» С3. «Ближайшие 2-3 месяца в салонах будут стоять для рекламы две одинаковые машины, но с разной ценой, потом ждите 15-16% подорожания. В итоге часть людей действительно будут брать машины украинского производства», - прогнозирует Кинбурн. Хотя немного легче станет тем, кто покупает авто в кредит: в банках обещают их удешевить.

Политолог Владимир Фесенко говорит, что Кабмин, вводя пошлины, из двух зол выбрал меньшее: «Украинцы однозначно станут покупать меньше импортных недорогих авто и больше машин, выпущенных на наших заводах. Это улучшение внешнеторгового баланса и новые рабочие места. Конечно, риск введения ответных пошлин, прежде всего против нашего металлопроката, есть, но надо договариваться в рамках ВТО, чтобы минимизировать последствия». А вот Александр Жолудь (МЦПИ), считает, что нас поставят на место, чтобы другим неповадно было: «Авторынок Украины - для ВТО мелочь, но если не наказать нас, то следующим нарушителем может стать Россия или Китай, а это для мировой экономики уже серьезно».