Берегись автостраховки
С 18 сентября украинцам больше не придется при каждом дорожно-транспортном происшествии дожидаться страховщиков и ГАИ. Теперь для получения компенсации достаточно будет оформления ДТП его участниками. Правда, для этого нужна самая "малость" - перезаключить страховые договоры, да и заплатить за это побольше.
Деньги в обмен на время
Пробки на дорогах украинских городов-миллиоников уже давно стали привычной реальностью. Особенно, если речь идет о столице - Киеве. Зачастую причиной заторов на дорогах являются ДТП, оформления которых ждут хозяева злополучных автомобилей. Ведь в противном случае страховку не получить.
В итоге, движение "стоит", работники Госавтоинспекции добираются до места происшествия медленно все из-за тех же пробок, водители других автомобилей тратят на дорогу гораздо больше времени, чем запланировали. В итоге езда по городу в часы пик превращается в нервотрепку.
С 18 сентября этому пришел конец. Теперь участники ДТП сами смогут заняться его оформлением. Правда, для этого придется выполнить ряд условий. Во-первых, нужно обоюдное согласие участников происшествия.
Фактически, виновный в происшествии должен согласиться с тем, что именно его поведение было причиной аварии. Кроме этого, ни она из сторон не должна предъявлять претензий по поводу пострадавших от аварии вещей, находившихся в салоне автомобиля.
К примеру, если в результате столкновения с заднего сидения упал фотоаппарат и поломался, и вы захотите от виновной стороны компенсацию, ваш протокол страховщики не примут. Помимо этого, сумма ущерба в случае аварии не должна превышать 10 тысяч гривен. Это нужно уметь определить визуально, что является еще одной трудностью.
И, наконец, самое главное условие - в результате происшествия не должно быть погибших или травмированных. Ведь в противном случае вызов милиции необходим. Кроме того, есть еще одно необходимое условие - у участников происшествия должны быть полисы гражданского автострахования.
И если с предыдущими условиями у автовладельцев вопросов как правило не возникает, то с последним не все так уж и ясно.
Так, Моторное транспортное страховое бюро Украины советует автомобилистам перезаключить с 19 сентября перезаключить договоры обязательного страхования гражданско-правовой ответственности (ОСАГО).
Об этом на пресс-конференции сообщил президент МТСБУ Владимир Романишин.
Ведь для того, чтобы можно было оформлять ДТП упрощенным способом, необходим новый полис страхования, в котором учтены все законодательные изменения. Впрочем, Романишин уверен - договора должны перезаключаться бесплатно.
Однако у страховых компаний свой взгляд на этот вопрос. Так, уже несколько из них заявили - страховые полисы ОСАГО подорожают.
Причина - якобы "европротоколом" (так называется упрощенное оформление ДТП) могут воспользоваться в мошеннических целях. В итоге, цена страховки подрастет на не менее, чем на 10%. При этом, КАСКО-страхование дорожать не будет.
Также следует отметить, что останутся полисы только одного - 1-го типа - "один автомобиль - любой водитель". Конечно, возникает вполне закономерный вопрос: а что делать тем, кто уже до 17 сентября заключил договор со страховой компанией.
Как отмечает Романишин, эти договоры останутся в силе до окончания срока их действия. Однако независимый эксперт страхового рынка Елена Машаро считает, что водителям, у которых другой тип договоров, выгоднее 18 сентябя перезаключить договоры на 1-ый тип.
Ведь в таком случае они смогут сэкономить и избежать административной ответственности при ДТП. Кроме того, страховщики уверяют - будут введены корректирующие коэффициенты стоимости полиса. Впрочем, введение европротоколов еще может быть оспорено.
Как сообщила порталу AUTO-Consulting Президент Лиги страховых организаций Украины Наталия Гудима, к разработке европротоколов ГАИ не привлекалась.
Были скопированы образцы подобных документов, используемые в европейских странах. А это значит, что высока вероятность, что в последний момент Госавтоинспекция может с чем-то не согласиться.
В любом случае, введение европротоколов в Украине - дело затратное, как в денежном эквиваленте, так и по времени. Да и осуществимо ли это в наших условиях?
Проблемы с протоколом
Казалось бы, введение европротоколов весьма положительно скажется на жизни автовладельцев. Однако при ближайшем рассмотрении все оказывается не так уж и просто.
Самая главная проблема - как заполнять европротоколы. Этому украинских водителей никто не учил и учить не собирается. Вероятно, власти решили руководствоваться правилом: "кто не хочет утонуть, плавать сам научится".
Таким образом, страховые компании запросто могут отказать в обслуживании клиенту, мотивируя это неправильным заполнением документа. Это значит, что в ближайшее время возрастут конфликты между страховиками и автомобилистами.
В последствии же автомобилист будет ожидать страхового агента и работника ГАИ, не желая "подставляться" под конфликт со страховой и невыплаты.
В то же время, в Европе, на которую пеняют авторы нововведения и с образцов протоколов которой был "скопирован" соответствующий украинский документ, обучение водителей таким премудростям имеет уже долгую историю.
Во-вторых, основным условием применения нового способа оформления ДТП является обоюдное согласие его участников. При этом, виновная сторона должна признать свою вину.
В отечественных реалиях в подобное слабо верится. Ведь сама процедура получения водительских прав далека от идеальных. И стоит признать, что не все участники дорожного движения в полной мере ознакомлены с ПДД.
На дороге часто действует правило, у кого круче машина и больше наглости да и связей, тот и прав. Подкрепляют это правило и "независимые и непредубежденные" украинские суды, оправдывая порою водителей, по вине которых погибают люди.
Кроме этого, само введение европротокола под вопросом. Как уже отмечалось, в ГАИ еще не согласовали форму бланков. Есть и еще одно "но".
Сумма ущерба в 10 тысяч гривен - приблизительна. Точную сумму, которая является "граничной" для составления европротокола еще никто не знает. Ведь ее, равно как и сам порядок использования европротоколов должны утвердить в Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг.
В данном же ведомстве сейчас не до этого. Глава Госфинуслуг - Василий Волга сейчас пребывает в Лукьяновском СИЗО. Против него возбуждено уголовное по подозрению во взяточничестве.
Кстати, сам Волга связывает свое задержание со ... страхованием. "Арест не стал для меня неожиданностью. Особенно после того, как директор департамента лицензирования и разрешительных процедур доложил мне о первых результатах работы отдела регистрации договоров перестрахования.
Сразу стало понятно, что я приоткрыл теневые финансовые потоки, наступил на многомиллиардный преступный бизнес, и, если я не успею доложить президенту все, что мне стало известно, долго мне не протянуть. Арест в данной ситуации - не самое худшее из того, что могло произойти", - сказал он в интервью.
На вопрос, через каких страховщиков обналичивались деньги, он ответил: "Думаю, что уже сегодня, после того как созданный мной отдел регистрации договоров перестрахования проработал более двух месяцев, в Госфинуслуг можно получить информацию в достаточно полном объеме.
Только журналистам эту информацию не дадут. Она составляет коммерческую тайну, и ее разглашение преследуется по закону".
Таким образом, Госфинуслуг в отношении дел, связанных со страховыми компаниями будет проявлять повышенную осторожность. Кстати, показателен сам факт перехода на европротоколы без надлежащей подготовки: обучения водителей деталям заполнения протоколов, согласия Госавтоинспекции и Госфинуслуг.
Показательно и расхождение страховщиков во мнениях относительного разных типов полисов. Если одни говорят, что останется только 1-ый тип (один автомобиль - любой водитель), то другие, напротив, утверждают, что останутся все типы (один автомобиль - любой водитель, один водитель - любой автомобиль в данной категории, один автомобиль - пять водителей), но два из них существенно подорожают (1-ый и 2-ой).
В общем, сплошная неопределенность, что популярности европротоколов вряд ли поспособствует. Такой подход, похоже, становится традиционным для Украины - проводить положительные по задумке, но отвратительные по исполнению реформы.