Пассажирский самолет Боинг-737 авиакомпании «Татарстан» разбился в Казани. Среди погибших - гражданка Украины и сын президента Татарстана.
Самолет Боинг-737 авиакомпании «Татарстан» вылетел из Москвы в Казань вечером 17 ноября и должен был приземлиться в 17:40 по киевскому времени. Экипаж дважды пытался зайти на посадку; лайнер разбился в 17:25.
В результате крушения погибли все находившиеся на борту люди - 44 пассажира и шестеро членов экипажа. Списки опубликованы на сайте регионального управления МЧС по Татарстану и на сайте авиакомпании. Официальный представитель МЧС России Ирина Россиус заявила, что на борту разбившегося в Казани самолета находилось двое иностранцев. Ранее сообщалось, что среди пассажиров Boeing была британка Булл Донна Каролина, однако сейчас выяснилось, что в результате авиакатастрофы погибла украинка.
«По уточненным данным, на борту самолета Boeing 737, потерпевшего крушение в аэропорту Казани, находились двое иностранных граждан: подданная Великобритании и гражданка Украины», - сказала Россиус.
В настоящее время установлено взаимодействие с консульствами этих стран, которые связываются с родственниками погибших.
При крушении самолета также погиб сын президента Татарстана 23-летний Ирек Минниханов. Также на борту самолета находился руководитель регионального управления ФСБ Александр Антонов, получивший свой пост в 2011 году. Кроме того, погибла супруга спортивного комментатора Романа Скворцова Эллина (она летела в Казань вместе с 11-летней дочерью).
Опознание погибших в результате катастрофы Boeing, разбившегося в аэропорту Казани, начинается 18 октября. Минздрав Татарстана опроверг сообщения о том, что некоторые жертвы трагедии уже опознаны. Официальная процедура опознания погибших при участии родственников и судмедэкспертов начнется лишь утром в понедельник, 18 октября,
Семьи погибших получат от страховой компании СОГАЗ по два миллиона рублей, а от республики Татарстан - по миллиону; о федеральных выплатах пока не сообщалось. Сам «Боинг» был застрахован в «Ак Барс Страховании» на девять миллионов долларов.
Причина крушения самолета не названа. Как заявил представитель Следственного комитета России, обычно предполагается, что к аварии привела ошибка экипажа или техническая неисправность. В пресс-релизе СК РФ говорится, что рассматривается также версия, связанная с плохими погодными условиями.
В Росгидромете заявили, что погодные условия были приемлемыми для посадки: нижняя граница облачности находилась на высоте 210 метров. Самолет садился в снег с дождем. При этом «Интерфаксу» в Росгидромете сказали, что условия для посадки были «лучше не придумаешь». «Видимость - пять тысяч метров, взлетно-посадочная полоса сухая», - сказали в Росгидромете.
Источники агентств заявляли, что причиной катастрофы стала именно ошибка пилотов. Такой же версии придерживается и пилот первого класса Владимир Герасимов. «То, что он вышел на второй круг, значит, что у него были проблемы при заходе на посадку. Уже вопросы к экипажу сразу напрашиваются, - сказал он. - Касание земли с такой вертикальной скоростью, чтобы самолет разрушился, могло быть вызвано неисправностью, но тогда экипаж должен был сообщить о ней».
Прилетевший этим же бортом в Москву 17 ноября Григорий Бусарев рассказал, что при посадке самолет сильно трясло и «нос запрокидывался постоянно». Бусарев назвал лайнер «катастрофическим самолетом».
Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц»). На месте крушения работает следственная бригада. В Казань выехал глава СК РФ Александр Бастрыкин. Президент России Владимир Путин поручил создать комиссию по расследованию катастрофы.
Разбившийся в Казани «Боинг-737» (бортовой номер VQ-BBN) прослужил больше 23 лет - первый полет лайнер совершил в 1990 году. До «Татарстана» самолет эксплуатировался шестью авиакомпаниями, в том числе Air France. Также борт летал в Уганде. В 2001 году у самолета сломалась левая стойка шасси при посадке в бразильском городе Белу-Оризонти.
Авиакомпания «Татарстан» взяла лайнер в лизинг в 2008-м. Год назад, в ноябре 2012-го, самолет, вылетевший из Казани в Москву, вынужден был вернуться в аэропорт вылета, поскольку в салоне выбросились кислородные маски. Разгерметизации не произошло, никто не пострадал. Тогда сообщалось, что в январе 2014-го авиакомпания «Татарстан» вернет «Боинг» арендодателю - болгарской авиакомпании Bulgaria Air. При этом еще в мае 2012 года руководитель «Татарстана» Аксан Гиниятуллин говорил, что ни одного арендованного «Боинга» у компании не останется к началу 2013 года. По его словам, лизинг обходился слишком дорого для таких старых машин.
В последнее время авиакомпания «Татарстан» испытывала финансовые трудности. В ноябре 2013 года аэропорт Казани подал к компании иск на 266 миллионов рублей, эту сумму «Татарстан» задолжал за обслуживание. Кроме того, аэропорт планирует взыскать с авиакомпании около 45 миллионов рублей в качестве штрафных санкций. В сентябре 2013 года обслуживающий персонал «Татарстана» устроил забастовку, требуя погашения долгов по зарплате.
Ространснадзор начал проверку авиакомпании. Чиновники выяснят, соблюдал ли «Татарстан» законы, касающиеся обеспечения безопасности полетов. Владельцем авиакомпании, по данным за 2012 год, является ЗАО «Тат-Аэро» (ему принадлежит 99,9 процента акций). «Тат-Аэро», в свою очередь, по данным на сентябрь 2013 года, принадлежит республике Татарстан (50 процентов) и болгарским инвесторам АО «Болгериан авиейшн групп» и ООО «Ескана Русия» (по 25 процентов).
Напомним, на территории Украины крупная авиакатастрофа произошла в Донецке, где разбился рейс из Одессы. По официальным данным, на борту самолета находилось 52 человека. 47 из них были спасены, пятеро погибли.