Антимонопольное законодательство — отдельная, самостоятельная сфера права, которая устанавливает правила игры для всех участников рыночных отношений.
В 1991 году, когда был принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», прокуратура Российской Федерации строго следит за выполнением норм антимонопольного законодательства, целью которого является сохранение конкурентного права в качестве основного механизма экономики. Закон устанавливает запрет на ущемление интересов других субъектов предпринимательства, тактику ведения бизнеса с целью ограничения конкуренции, и монополистические действия.
Безусловно, главным вопросом остается необходимость эффективной системы, которая бы позволила качественно сочетать расширение деятельности с выполнением всех правовых норм действующего законодательства.
К сожалению, в России сфера применения антимонопольного законодательства подвержена ряду сложностей, связанных с наличием в нем некоторых пробелов, что, впрочем, не предполагает законного оправдания для нарушений конкурентного права. От имени исполнительной власти за принятием нормативно-правовых актов и контролем за их выполнением занимается Федеральная Антимонопольная Служба. В России существует серьезный опыт антимонопольной политики в условиях переходного периода, а также заимствуется опыт зарубежных государств.
На сегодняшний день руководители крупных компаний России признают необходимость считаться с положениями антимонопольного законодательства, поскольку невыполнение данных норм может повлечь за собой не только административную или гражданско-правовую, но и уголовную ответственность.
Безусловно, занимаясь серьезной предпринимательской деятельностью, не следует упускать из виду несколько важных моментов. Например, реализация антиконкурентных действий органов власти или конкурентной стороны может принести значительный ущерб делу — от сокращения доли на рыночном поле до полного банкротства. Регулярно анализируя происходящее, шаги, которые предпринимают конкуренты или органы власти, можно избежать антиконкурентных действий с их стороны.
Последнее время наблюдается тенденция повышения активности антимонопольной службы РФ, все больше компаний попадает в поле зрения хранителей правопорядка в сфере рыночных отношений. Однако наряду с этим не меньшее количество решений ФАС попадают для обжалования в арбитражный суд.
Руководители компании, в деятельности которой было обнаружено нарушение антимонопольного законодательства, имеют право в течение трех месяцев оспорить данное решение. Несмотря на то, что на первый взгляд такой срок кажется довольно долгим, стоит помнить, что после вынесения данного решения возможно возбуждение административного дела. При этом если решение уже попало на рассмотрение в арбитражный суд, то есть шанс приостановить судебное производство по исполнению постановления антимонопольного органа.
Впрочем, всегда лучше учиться на чужих ошибках и действовать осмотрительно с самого начала. К сожалению, жителям России свойственен пессимизм по отношению к торжеству справедливости, из-за чего многие просто по неведению не пользуются своими законными правами, и вместо того, чтобы аргументировать свое несогласие с претензиями антимонопольной службы, опускают руки, в лучшем случае полагая, что докажут свою правоту в суде. Другое дело, что в суде обычно первым делом возникает вопрос — почему же сразу компания не представила определенные доказательства в ФАС? Тем более если представителями антимонопольной службы были совершены процессуальные нарушения, то защита компании, основанная лишь на утверждении нарушенного порядка расследования, все же недостаточно надежна.
Нарушение антимонопольного законодательства имеет свой состав и специфику рассмотрения в арбитражном суде. Наиболее распространенной нормой, которая подвергается нарушениям, является ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции», то есть ограничение, создание препятствий для конкуренции и ущемление интересов других хозяйствующих субъектов. Действовать, если было установлено нарушение антимонопольного законодательства, нужно очень осторожно и четко. Лучше всего обратиться сразу к специалистам, оказывающим юридические услуги, не ждать, пока дело примет более серьезный оборот и начнется судопроизводство.
В первую очередь необходимо разобраться, на самом ли деле компания занимает доминирующее положение на рынке. Специалист по конкурентному праву сможет проверить соответствие законодательных норм с реальным статусом хозяйствующего субъекта. В случае, если компания действительно занимает главенствующую позицию на рынке, опытный адвокат исследует общее состояние конкуренции в данной сфере рыночных отношений. Безусловно, только тщательный анализ ситуации и быстрое реагирование на принимаемые решения ФАС позволит компании найти эффективный путь решения возникших проблем с антимонопольным законодательством.
Впрочем, без поддержки юриста не обойтись. Необходим не просто адвокат, а специалист по конкурентному праву. У руководителей компаний, расположенных в Москве и области, есть возможность обратиться к профессионалам высокого уровня — в юридическую организацию Legisperiti. Legisperiti — компания правовой поддержки, о которой уже более пятнадцати лет в сфере юридической защиты говорят как об успешной, серьезной и надежной. Специалисты Legisperiti имеют многопрофильное юридическое образование и длительный опыт работы в области правового сопровождения бизнеса. Крупные компании заключают договор о сотрудничестве с Legisperiti, чтобы не тратить время на юридическую чистоту своей деятельности, а также используют знания специалистов Legisperiti, чтобы эффективно вести бизнес. Legisperiti становится гарантом надежности, крепким плечом поддержки в сложную минуту, поскольку команда Legisperiti никогда не останавливается перед трудностями и волокитой, столь неизбежными в судебном процессе, при этом оставаясь по-человечески понимающей своих клиентов.