Аэропорт "Борисполь" собирают по кусочкам
Земли ранее были переданы в пользование частным компаниям. Очередной жертвой правосудия премьер-министра стала близкая к Дмитрию Фирташу авиакомпания "ЕЭС-авиа", в аренде у которой до 2054 г. находится участок в районе аэропорта.
Как сообщил замминистра транспорта Василий Шевченко, позавчера на заседании правительства было принято распоряжение "О мерах по развитию ГП "Международный аэропорт "Борисполь" в рамках подготовки к проведению в Украине Евро-2012. Одним из аспектов данного документа стало поручение Минтранссвязи расторгнуть договор аренды на земельный участок размером 3,8 га с авиакомпанией "ЕЭС-авиа". "Есть земельные участки негосударственной формы собственности, которые не позволяют развиваться аэропорту, что само по себе является нонсенсом. Это постановление урегулирует данные вопросы",- заявил господин Шевченко. По его словам, участок, о котором идет речь, необходим аэропорту для строительства терминала D. Напомним, строительство терминала D за кредитные средства, предоставленные правительством Японии, предусмотрено планом развития аэропорта до 2020 г.
В "ЕЭС-авиа" считают, что "в основе такого решения лежит исключительно личная неприязнь чиновников Кабинета министров к авиакомпании" (тем более что один из ее соучредителей - давний враг премьера Дмитрий Фирташ). Как рассказал президент компании Сергей Кулик, пять лет назад "ЕЭС-авиа" в соответствии со всеми официальными процедурами получила в аэропорту "Борисполь" земельный участок в аренду сроком на 49 лет. Компания собиралась построить на этой земле терминал по обслуживанию авиации общего назначения (так называемая бизнес-, или частная, авиация). "Через год после того, как мы оформили аренду земельного участка, аэропорт решил строить там терминал D. На протяжении пяти лет нам просто не давали ничего строить",- говорит президент компании.
По его словам, "ЕЭС-авиа" предлагала ряд компромиссных вариантов для урегулирования ситуации, среди которых - смещение проектного терминала на 125 м на юг, либо выделение равноценного участка. Экс-гендиректор аэропорта Юрий Солончук внял аргументам перевозчика: стороны подписали меморандум об обмене участками земли ("ЕЭС-авиа" должна была получить на другой территории участок размером в 6,62 га). Однако окончательную подпись под землеотводом Госавиаадминистрация до сих пор не поставила. "Это исключительно политический процесс",- уверен Сергей Кулик.
Отметим, в попытках изгнать "ЕЭС-авиа" из аэропорта премьер пошла не только законодательным, но и судебным путем: 23 февраля состоится первое судебное слушание по иску Кабмина от имени народа Украины к аэропорту, "ЕЭС-авиа", администрациям Киева и Борисполя с требованием дать оценку легитимности договора аренды между авиакомпанией и "Борисполем".
Эксперты, знакомые с ситуацией, полагают, что шансы частной компании отстоять свои интересы в аэропорту достаточно невелики. "Убежден, что позиция КМУ в данном вопросе совершенно обоснована. Сложившаяся ситуация является, по сути, результатом бардака, который творился в аэропорту "Борисполь" в последнее десятилетие. Земли аэропорта, расположенные в непосредственной близости от существующего перрона и привокзальной площади, отдавались в долгосрочную аренду с сомнительной целью. Все дело в том, что "Борисполь" долго не имел проекта развития, в то время как за рубежом такие проекты разрабатываются на 20-50 лет",- говорит директор Центра экономического и политического анализа Александр Кава.
Экс-гендиректор аэропорта "Киев" (Жуляны) и эксперт по авиации Сергей Никифоров отмечает, что, безусловно, Украина остро нуждается в развитии инфраструктуры для бизнес-авиации. "Практически в любом столичном аэропорту мира имеется терминал для частной авиации, часто даже не один, а несколько. У нас же пока ничего такого нет",- замечает господин Никифоров. А причина этого, по мнению эксперта, в том, что подобные проекты у нас пытаются реализовать, пользуясь личными связями и "телефонным правом", а не путем проведения открытого конкурса.
Напомним, у правительства уже имеется успешный опыт возвращения "Борисполю" земель, изъятых у частных компаний: несколько лет судебных споров между аэропортом и авиакомпанией "АэроСвит" за участок земли в 32 га, приобретенный последней за бесценок, завершились отказом "АэроСвита" от своих планов по строительству на этой территории собственного пассажирского терминала.