Юрий Мацарский
Хранители Святынь,
повелители нефти

Углеводороды, ваххабитская идеология и особая форма монархии, разделившая и укрепившая светскую и духовную ветви власти, превратили отколовшийся от великой империи кусок безжизненной пустыни в богатейшее и влиятельнейшее государство Ближнего Востока - Саудовскую Аравию.
Сын Сауда, отец государства
Мохаммед аль-Ваххаб был настоящим кошмаром для вероотступников и язычников, все еще во множестве живших на Аравийском полуострове в середине XVIII века. Эти люди почитали могилы предков и питающие оазисы источники, приносили подношения бесчисленным пустынным джиннам, которым порою давали имена доисламских арабских божеств, верили в мощь амулетов и силу заговоров.
— О пальма пальм, сделай так, чтобы я нашла хорошего мужа уже в этом году, - веками просили обитательницы одной из аравийских деревень росшее в их селении дерево, забыв о том, что ислам запрещает возносить мольбы к кому-либо, кроме Всевышнего.
Воспитанный в традициях строжайшего единобожия, отрицавший любые новшества и не терпевший привнесения в ислам влияний извне, аль-Ваххаб долгие годы своей жизни посвятил кочевой миссионерской жизни. Где словом, а где и мечом он принуждал заблудших отказаться от всего языческого и того, что виделось ему наносным. Он сам сносил могилы сподвижников пророка Мохаммеда, почитавшиеся мусульманами вопреки дословному пониманию Корана. Аль-Ваххаб сам вырубал деревья, которым приписывали чудесные свойства (в том числе и те, у которых девушки просили помощи в замужестве), сам забивал камнями обвиненных в супружеской неверности.

С течением времени имя аль-Ваххаба стало нарицательным. Термин "ваххабиты", которым зачастую описывают мусульман, стремящихся жить так же, как жили их далекие предки в первые годы ислама, восходит именно к Мохаммеду аль-Ваххабу. Впрочем, сами эти люди считают этот термин ошибочным и даже опасным, поскольку они не выделяют аль-Ваххаба среди других людей и, тем более, не почитают его. Но в публицистике "ваххабизм" часто используется для обозначения наиболее строгого и буквального понимания исламской религии. И широкое распространение этого термина говорит о немалом влиянии проповедника, сумевшего оставить память о себе в веках.

Однако миссионерство в те годы не было простым занятием. Активность аль-Ваххаба очень не нравилась шейхам многих аравийских племен, чей основанный на традициях авторитет стремительно таял на фоне роста популярности "ниспровергателя языческих традиций". Возмущены были и многие чиновники Османской империи, чьей составной частью тогда был Аравийский полуостров. В поведении проповедника, в его умении вести за собой массы и убеждать людей в собственной правоте, они видели угрозу если не власти самого султана, то, как минимум, его наместников в Аравии. Вскоре перед непреклонным миссионером встал выбор между казнью и изгнанием.

Аль-Ваххаб был вынужден пуститься в бега и нашел пристанище в далекой как от притеснителей, так и от крупных городов и главных караванных путей местности, известной как Эд-Диръия. Управлял теми краями Мохаммед ибн Сауд, то есть, сын Сауда. Ему было тесно в отрезанном от большого мира едва проходимыми песками куске пустыни, расположенном почти в самом центре Аравийского полуострова. Ибн Сауд мечтал о большем - об освобождении всего региона от турецкого владычества и объединении всех земель Аравии под своим личным началом. И появление в Эд-Диръия известного уже почти всему арабскому миру Мохаммеда аль-Ваххаба давало надежду на осуществление этой мечты. Ибн Сауд с готовностью предложил проповеднику кров, пищу и свою помощь.
— Ты — настоящий вождь и мудрый человек. Поклянись мне, что выйдешь на джихад против неверных, и тогда ты станешь во главе мусульман. А я буду с тобой, первым в религиозных вопросах, - ответил на предложение правителя аль-Ваххаб. После чего оба поклялись помогать друг другу и договорились скрепить союз женитьбой сына ибн Сауда на дочери аль-Ваххаба.
Мохаммед ибн Сауд. Фото: artsandculture.google.com
Произошло это в 1744 году, который с тех пор считается годом основания эмирата Эд-Диръия - самого первого государства Саудов. Во исполнение клятвы эмир вскоре начнет войны с соседями, и за несколько лет существенно увеличит подконтрольную себе территорию. При этом многие города и селения сдаются без боя. Людям импонировала миссия аль-Ваххаба, который, призывая к скромности и богобоязненности, пересматривал саму систему феодальных взаимоотношений региона: богатые и обличенные властью боялись его и его демонстративного презрения к земным благам; бедные, которых было в сотни, в тысячи раз больше, встречали его с радостью. Ведь новая власть обещала им быть не такой жадной, как старая, собирать меньше налогов и вообще - жить и править по справедливости.

Подчинению новых территорий помогли и письма с призывом к священной войне - джихаду, во множестве написанные аль-Ваххабом и разосланные правителям и старейшинам различных аравийских племен и кланов. Воодушевленные воинственными строками проповедника, обещавшими бескомпромиссную победоносную войну за чистоту веры, вожди с удовольствием присоединялись к его борьбе.
Фото: unsplash.com
Смерть - это еще не конец
Мохаммед бин Сауд умер в 1765 году, аль-Ваххаб - в 1792-м. Но завоевания не прекратились со смертью основателей государства. Потомки эмира, известные и сейчас как Сауды, продолжили дело первого эмира, во всем сопровождаемые и направляемые потомками аль-Ваххаба, получившими фамильное имя аль Шейх - семья шейха.

В ХІХ веке первому саудовскому государству подчиняются территории за пределами Аравийского полуострова. В 1801 году сын бин Сауда Абдул-Азиз во главе двенадцатитысячной армии без боя занимает иракский город Кербела (османский гарнизон бежал, узнав о приближении саудовской армии). Новые хозяева уничтожили шиитские святыни, включая мавзолей внука пророка - имама Хуссейна, и убили пять тысяч местных жителей. Шииты, с точки зрения наследников аль-Ваххаба, наделяли своих религиозных лидеров-имамов такими исключительными качествами бога, как наличие недоступных простому смертному знаний о природе вселенной и человека и способностью влиять на ход событий и судьбы людей. А значит, верили последователи аль Шейхов, они не просто заблуждались, а были виновны в страшнейшем из грехов - многобожии.

Шииты не забыли и не простили иракской резни. Через год после взятия Кербелы 82-летний Абдул Азиз был убит в мечети одним из выживших иракцев. Власть перешла к сыну убитого, который первым из династии заслужит особую приставку к имени - Великий.
Кааба. Фото: unsplash.com
Сын Абдул-Азиза, получивший при рождении имя Сауд, добивается успеха, перед которым меркнут достижения отца и деда. В 1803 году он подчиняет себе Мекку, где расположена главная исламская святыня, - кубический дом Кааба, построенный, как верят мусульмане, ангелами, а затем несколько раз перестроенный сперва Адамом, а вслед за ним и пророком Авраамом (по-арабски его называют Ибрагимом). Посещение хотя бы раз в жизни Каабы, а также расположенных поблизости долины Мина и горы Арафат, является одной из обязанностей мусульманина. Каждый год верующие со всего мира отправляются в те края в паломничество-хадж, поэтому со времен пророка Мохаммеда Мекка была и остается духовным центром всего исламского мира.

Вместе с Меккой в руках Саудов оказался и второй священный город - Медина. С мечетью, построенной еще при жизни Мохаммеда, на территории которой он после смерти был похоронен.

До похода Сауда почти триста лет - с 1517 года - Мекка и Медина находились под властью османских султанов, которую никто не оспаривал. Завоевав эти места, они добавили к своим титулам, наверное, самый громкий из всех возможных в мусульманском мире - Хранители двух Святынь ислама. Кроме того, Османы перестали быть просто монархами, пускай и одними из самых блистательных и успешных в истории. Каждый султан с ХVI века принимал еще и титул халифа - религиозного главы всех мусульман-суннитов мира.

Носить такой титул было не только крайне почетно (молитвой о здравии халифа, например, начинались все пятничные проповеди в мечетях Мекки и Медины), но и довольно хлопотно. Ведь хранители Святынь брали на себя обязанности по поддержанию священных мест в достойном их статусу состоянии и должны были обеспечивать безопасность паломников-хаджиев в дни их непростого путешествия к Каабе. Османские султаны еще и оплачивали ежегодное создание новой кисвы - расшитого золотом огромного покрывала для Каабы, очень дорогого и крайне сложного в производстве. Но монархи не жалели денег - ежегодная замена старой кисвы на новую как ничто другое подчеркивала богатство и могущество султаната, подкрепляла права дома Османов на лидерство во всем исламском мире.

Потеря контроля над священными городами была непростительным ударом по престижу Османов. Позором, смыть который Стамбул решил кровью захватчиков.
Османская Империя. Фото: sheppardsoftware.com
Враг султана, защитник империи
Начало XIX века выдалось для Османской империи очень неудачным. Она все еще оставалась одним из крупнейших государств мира, владела землями Балканского полуострова, огромными территориями в Африке и на Ближнем Востоке, но признаки приближающегося краха были все заметнее.

Россия, оторвавшая Крым и вмешавшаяся в дела Валлахии и Молдавии, бывшими в то время османскими провинциями, почти не скрывала намерений поживиться еще несколькими кусками враждебной ей империи. Сербы, веками мирившиеся с турецким владычеством, как раз в это время устроили революцию в попытке обрести независимость. Наполеон, хоть и ненадолго, но завладел Египтом, познакомив местных чиновников и богачей с настоящей европейской роскошью и крайне опасным французским свободомыслием. Да и в самом сердце османских земель бунтовали янычары. Недовольные реформами, они грозили похоронить все прежние привилегии этой элиты турецких войск.

Все силы, все ресурсы уходили на сдерживание европейских держав и замирение янычарских бунтов. Дело усмирения сепаратистов, замахнувшихся на подчинение себе Аравийского полуострова и контроль над Святынями, Стамбул мог доверить... только другим сепаратистам - армии египетского наместника Мохаммеда Али.

Албанец по происхождению, Али долгие годы служил империи, занимаясь сбором налогов, но вынужден был оставить непыльную работу после вторжения французов в Египет в 1798 году. Призванный в османскую армию, бывший фискал отличился в боях с европейцами и был произведен в заместители командира отряда албанских воинов. После короткой оккупации Египта наполеоновской армией Стамбулу нужно было восстановить в своей главной африканской провинции имперские институты и авторитет власти, поэтому албанцы остались в краю пирамид и после бесславного ухода захватчиков. Пользуясь заслуженной славой смелого воина, Мохаммед Али смог завоевать авторитет и популярность не только среди своих товарищей (таких же как и он, пришлых солдат), но и среди египетского духовенства и знати. Вдобавок, как оказалось, он был умелым и довольно рисковым интриганом и, при поддержке местной элиты, не просто провозгласил себя повелителем Египта, но и заставил Стамбул признать его имперским наместником - хедивом.
— Я прекрасно понимаю, что империя прямиком идет к полному своему уничтожению... На ее руинах я построю обширное царство, границы которого дойдут до Евфрата и Тигра, - не скрывал своих намерений хедив, мечтавший о подчинении себе всего Ближнего Востока до рубежей Персии.
Если бы не разное понимание самого смысла власти, руководители первого государства Саудов, наверное, могли бы стать союзниками Мохаммеда Али. И те, и другие считали, что Османская империя изжила себя и не может более претендовать на главенство во всем исламском мире. Вот только египетский наместник намеревался строить свою часть "идущей к полному уничтожению" империи в соответствии с принципами европейского просвещения. Он занимался модернизацией армии и флота, открывал заводы и школы, уравнивал в правах жителей разного вероисповедания. Тогда как Сауды и аль Шейхи, наоборот, на подчиненных им территориях боролись против западных влияний как противоречащих их пониманию ислама.

Основанная на буквальном прочтении Корана и рассказов о жизни и поступках пророка Мохаммеда Корана - хадисов, призывающая к скромности и подчинении воле Всевышнего идеология аль-Ваххаба довольно быстро обрела популярность в разных османских землях. И грозила подорвать авторитет не только султанов, но и их ретивого египетского наместника. Тем более, после захвата Мекки и Медины у людей могло сложиться впечатление, что Сауды и аль Шейхи более угодны Всевышнему, отдавшему священные места в их руки, чем старые власти.

Вероятно, именно из-за угрозы, в том числе и своей власти, Мохаммед Али с готовностью откликнулся на призыв из Стамбула начать боевые действия против первого саудовского государства. Хедив отправил на Аравийский полуостров двух сыновей, начавших кампанию, известную в истории как Османо-саудовская или Ваххабитская война.
— Если выбирать предельно простые термины для описания этого конфликта, то его можно назвать битвой за траекторию развития ислама на Аравийском полуострове, - описывает Ваххабитскую войну современный исследователь Шираз Махер. Он объяснял, что в Османской империи утвердилось рациональное отношение к религии: вера была очень важна, но постепенно теряла свое влияние на образование, политику, экономику и отношения с немусульманскими подданными и соседями.
Если религиозные нормы препятствовали получению прибыли, заключению выгодных союзов или просто казались устаревшими, османы закрывали на них глаза и действовали сообразно скорее светским, чем кораническим представлениям о запретном и дозволенном. Сауды и аль Шейхи же отстаивали буквальное прочтение священных текстов и первенство религиозных предписаний во всех сферах человеческой жизни. Тем самым противопоставляя себя и Стамбулу, и вторгшейся в 1811 году египетской армии.

Первое Саудовское государство какое-то время сопротивлялось сыновьям бывшего албанского солдата, но в 1818 году старший из них - Ибрагим Паша, купив лояльность аравийских шейхов дорогими подарками, разгромил оставшиеся без поддержки местных племен силы Эд-Диръия и уничтожил их столицу. Стамбул не только вновь обрел Мекку и Медину, но и получил плененных Ибрагимом лидеров сепаратистов. Их глава - сын Сауда Великого, последний правитель первого саудовского государства Абдалла - был казнен. Отрубленную голову несчастного бросили в Босфор - замахнувшиеся на авторитет Османов не заслуживали уважительного обращения даже после смерти. Но другие потомки основателей государства скрылись от египетских войск и выжили.
Фото: .rawpixel.com
Враги многобожников, противники вероотступников
Спасся и один из внуков основателя династии, двоюродный дядя казненного вождя Турки ибн Абдалла. Скрывшийся у одного из пустынных племен во время охоты на Саудов и аль Шейхов, он вскоре взялся за восстановление утраченного государства. В этом ему помогли сами египетские войска, быстро ударившиеся в разбои и грабежи местного населения. Исламское духовенство Аравийского полуострова, в большинстве своем разделявшее идеи аль-Ваххаба, не уставало напоминать в проповедях о справедливости и богобоязненности правителей Эд-Диръия, на смену которым пришли погрязшие во грехе египетские бандиты. Постепенно партизанскими методами выдавливая чужую армию из городов и селений, сторонники Турки вводили на освобожденных территориях форму правления, близкую к той, что разработали ибн Сауд и аль-Ваххаб. Божественное имело неоспоримый приоритет над земным, религиозный закон - шариат - объявлялся единственной легитимной основой юриспруденции, вероотступники и многобожники считались врагами не только образовавшегося уже в 1820-м году второго государства Саудов, но и самого бога.

Максимально четко концепция нового государства (и она же - концепция ваххабитского мировозрения) описана в труде подданного Саудов Хамада ибн Атика. Суть текста, по давней арабской традиции, раскрывается уже в его названии: "Путь полного разрыва отношений с еретиками и многобожниками". Этот труд наследовал уже сложившейся в первом саудовском государстве богословской литературной традиции, но он же наметил и раскол между двумя правящими фамилиями с одной стороны и не во всем с ними согласным духовенством с другой. В частности, ибн Аттика осуждал тех представителей царствующего дома, кто в прежние годы искал помощи у западных государств. А к ним относился, например, сам завоеватель Святынь Сауд Великий, какое-то время бывший в военном альянсе с Великобританией во время обострения отношений последней с Османской империей.
— Любой, ищущий дружбы с многбожниками, сам становится многобожником, каждый, дружащий с неверным, сам становится неверным. И не важно, относится этот неверный к людям писания (употребляемое в Коране определение иудеев и христиан, которым, в отличие от язычников, разрешено исповедание своей религии на землях ислама) или нет, - гласит одно из предупреждений книги, которое потом еще сыграет свою роль.
Второе государство Саудов, известное также как эмират Неджд по названию местности на Аравийском полуострове, где началось его формирование, проявляло большую гибкость в отношениях с Османской империей. Его правители уже не замахивались на подчинение себе Мекки и Медины. Да и вообще куда больше уделяли внимания внутренней борьбе за власть, чем выяснениям отношений с бывшей метрополией. Бесконечные междоусобицы внутри семьи Саудов закончились в 1890-е, когда их бывший вассал и военный союзник, глава небольшого и прежде практически полностью контролируемого Недждом эмирата Джебель-Шаммар по имени Мохаммада ибн Абдалла ибн Рашид поднял восстание, изгнал бывших своих хозяев с их земель и провозгласил себя новым монархом. Так, в 1891 году закончилась история второго государства Саудов. Но не самих Саудов.
Фото: unsplash.com
Узок их круг
Бывший саудовский вассал не так уж и долго пробыл во главе завоеванного им эмирата. Уже в начале ХХ века он вынужден был сдать армии сторонников прежних правителей - столичный Эр-Рияд и отступить вглубь пустыни. Не помогло ибн Рашиду даже вмешательство Османской империи. Молодой наследник Саудов Абдул-Азиз разбил экспедиционный корпус османов, остатки которого уже не могли воевать и были вынуждены отступить. Еще одной внешней силой, вмешавшейся в ход конфликта, была Великобритания. Но она выступила на стороне Абдул-Азиза, который к середине 1920-х взял под свой контроль Мекку и Медину (Османская империя к тому времени уже развалилась, оказавшись по итогам Первой мировой войны в лагере проигравших). А к началу 1930-х возмужавший Сауд стал властителем той территории, которая известна ныне как Саудовская Аравия. В том же десятилетии в королевстве нашли нефть.

Несмотря на не всегда хорошие отношения внутри семьи Саудов (сын и наследник Абдул-Азиза Сауд был свергнут собственным братом Фейсалом, которого, в свою очередь, застрелил его племянник), третья попытка создания государства оказалась вполне успешной. А заложенная еще в XVIII веке модель совместного управления страной двумя семьями работает и поныне.

Сауды, как и почти три века назад, отвечают за административное управление, за внешние связи и экономику, а аль Шейхи - за религиозные вопросы. В их подчинении не только университеты и религиозные школы, но еще и религиозная полиция. Она следит, например, за тем, чтобы никто не нарушал пост в священный месяц Рамадан и не оказывал знаков внимания могилам пророка Мохаммеда и первых халифов, то есть, не впадал в грех многобожия, с точки зрения доктрины, которой придерживаются аль Шейхи.

Эта семья первенствует и в совете улемов - собрании авторитетных знатоков ислама, трактующих те или иные положения Корана или хадисов, фактически служащих для королевства конституцией. Монарх же в Саудовской Аравии не только глава государства. Он возглавляет кабинет министров, который сам же и формирует. Правительство это в большинстве своем состоит из мужчин королевской крови. В западных СМИ саудовская модель правления зачастую описывается примерно такой схемой: Сауды не вмешиваются в религиозные дела, полностью отдав их в ведение аль Шейхов. Те, в свою очередь, публикуя призывы-фетвы, через духовенство и СМИ легитимизируют власть монархов. Это, конечно, упрощенное представление о реальной конструкции власти королевства, но в целом верно описывающее основные ее механизмы.
Король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд. Фото: jafrianews.com
Формально влиять на государственную политику может любой взрослый подданный королевства мужского пола посредством регулярных встреч монарха с представителями разных племен - так называемыми маждлисами. Но на деле решения чаще всего принимаются узким кругом Саудов и аль Шейхов за закрытыми дверями роскошных дворцов. И это несколько диссонирует со старательно выстраиваемым властями имиджем королевской семьи не просто как покровителей, но и как друзей всех мусульман.

Разумеется, монархи выступают в качестве заступников верующих, и в их стране уже несколько десятилетий находят убежище гонимые на родине мусульмане. Приют могут получить и египетские студенты-богословы, бросившие вызов светским властям, или сирийские мятежники, попытавшиеся в 1980-х свергнуть правительство Хафеза Асада, принадлежащего к религиозной общине алавитов, издавна считающихся в среде суннитов еретиками. Но помощь братьям по вере не отменяет закрытости власти как от своих, так и от приезжих мусульман. И этот факт уже давно беспокоит ряд богословов, не входящих в ближний властный круг Саудовской Аравии.

Сейчас представителям двух семей вновь принадлежат обе Святыни. Причем никто права королевства на Мекку и Медину не оспаривает. В узурпации двумя семьями прав на принятие решений, способных повлиять на всю мусульманскую общность богословам видится нарушение одного из ключевых для ислама принципов эгалитаризма - равенства перед богом всех верующих, вне зависимости от их происхождения, национальности и цвета кожи. Еще одним источником недовольства были и остаются тесные связи правящей семьи с неисламскими странами. Прежде всего, с Великобританией и США. Нынешнее нефтяное благополучие Саудовской Аравии - средняя зарплата в стране составляет порядка 80 тысяч долларов в год при минимальной около 17 тысяч долларов в год - во многом достигнуто именно благодаря этим двум государствам западного мира.
Фото: marketplus.ch
Власть над миром будет принадлежать нефти
Нынешнее - третье государство Саудов - выросло из земель, находившихся под управлением Абдель-Азиза ибн Сауда еще до того, как он стал королем Саудовской Аравии. Уже после начала Первой мировой в обмен на оружие для своей армии - конной и верблюжьей бедуинской кавалерии, известной как "ихваны" (братья), а также благодаря обещаниям ежемесячной помощи будущему монарху в размере пять тысяч фунтов стерлингов (к концу войны эта сумма равнялась примерно 362 тысячам долларов по нынешнему курсу) Абдель-Азиз согласился на совместные с англичанами действия против Османской империи и ее сателлитов в арабском мире.

Арабское восстание, поднятое при помощи легендарного ныне британского агента Лоуренса Аравийского, преследовало две цели: военную победу над османами и установление дружественных Лондону режимов на Ближнем Востоке, который вызывал у британской короны все больший интерес благодаря своим природным запасам.
— В будущем власть над миром будет принадлежать нефти, - писали в генеральном штабе британских сил в Багдаде в ноябре 1918 года, победном для Великобритании и ее союзников по Первой мировой. О том, что нефть есть не только в Персии и на подходах к ней, но и у верного командира "ихванов", англичане еще не знали.
Вообще отношение к арабскому союзнику у британцев в те времена зачастую было прямо-таки утилитарным. Ни стремление народов к независимости, ни религиозные или национальные интересы не интересовали корону так, как интересовало распространение собственного экономического или политического влияния. Громкие лозунги, поддержка национальных движений и поставка оружия тем или иным группам преследовали одну- единственную цель - защиту интересов Великобритании.
Лоуренс Аравийский. Фото: agesmystery.ru
— Арабы еще менее стабильны, чем турки. Если с ними обращаться должным образом, они останутся в состоянии политической разобщенности в виде мелких, не доверяющих друг другу государств, неспособных к совместным действиям, - писал в одном из донесений командованию уже упомянутый Лоуренс Аравийский. Он указывал на то, что такой разобщенный Ближний Восток выгоднее британцам, чем образование в регионе одного или нескольких крупных независимых государств.
Но, как бы то ни было, Великобритания, что называется, выпестовала новое саудовское государство: вооружила, накачала деньгами маленький пустынный эмират и помогла ему победить грозных соперников, особо выделив среди других потенциальных клиентов.

А вслед за британцами на Аравийском полуострове оказались и американцы. В 1931 году новое королевство практически одновременно получило дипломатическое признание со стороны Вашингтона и отдало концессионные права на свои недра калифорнийской компании Standard Oil.

Изначально соглашение с нефтяным гигантом предусматривало лишь получение королевством фиксированных сумм из США взамен на передачу прав на поиск и добычу нефти. Но с годами и ростом объемов добычи договоренности неоднократно пересматривались. Так, в 1950-е стороны посчитали возможным разделить прибыли от добычи пополам. К 1980-му году Саудовская Аравия выкупила у американцев право самостоятельно распоряжаться своими углеводородами. Но технологии, оборудование и даже специалисты в нефтедобывающей отрасли государства до сих пор все из тех же Штатов.

С Вашингтоном отношения у королевства очень и очень тесные. Американцы - одни из основных покупателей аравийской нефти и главные продавцы оружия дому Саудов. Десятилетиями не покидающая первые строчки рейтинга крупнейших экспортеров нефти Саудовская Аравия меняет свои углеводороды только на доллары США, не принимая никакую другую валюту. Это выгодно и для американцев, и для саудитов. Первые получают стабильную валюту, спрос на которую есть во всем мире, ведь для того, чтобы купить саудовскую нефть, нужно купить американские доллары. Вторые получают постоянный приток этой стабильной валюты, позволяющий выплачивать не только одни из наибольших в мире зарплат, но и ежегодно давать каждому гражданину особые "нефтяные" бонусы, достигающие нескольких тысяч долларов.

Экономикой сотрудничество не ограничивается: два государства являются еще и политическими союзниками, годами совместно борющимися с распространением сначала советского, а ныне - шиитского иранского влияния на Ближнем Востоке. Уже в 1980-е столь тесная дружба исламской монархии со светским государством вызывала множество нареканий со стороны проповедников, выступающих за отказ от любого сотрудничества с "неверными".
— Некоторые люди считают возможным обращаться за помощью к Америке и государствам Запада для организации джихада в Афганистане или к СССР для борьбы против евреев в Палестине. Но помощь от этих стран запретна. Это - харам, грех, - писал незадолго до своей гибели в 1989 году один из основателей Аль-Каиды Абдалла Аззам, имея в виду под "некоторыми людьми" в том числе и саудовских сановников.
Ну, а после первой операции американцев в Ираке все стало еще хуже. Саудовская Аравия тогда, в 1991 году не просто выступила на стороне светского (в понимании многих на Ближнем Востоке этот термин является синонимом слов "атеистический" или даже "безбожный") Запада. Она разрешила пребывание американских военных на своей земле и даже позволила построить одну из крупнейших на тот момент баз США.

Еще в 1940-е годы, когда американцы только приступили к добыче саудовской нефти и других полезных ископаемых, некоторые улемы начали роптать, говоря о том, что неверным нечего делать на земле мусульман. Пригласившие американцев власти Саудовской Аравии в свою защиту заявляли о том, что запрет на помощь со стороны не-мусульман не абсолютен. И от него можно отойти в случае необходимости. В конце концов, напоминали Сауды, хадисы сообщают, что сам пророк Мохаммед при переселении в Медину взял в проводники не-мусульманина. Тогда недовольное духовенство удалось умиротворить - они вняли доводам правительства о том, что работа американцев принесет пользу всей стране, а вот без них нефти не выкачать и из бедности не вылезти.

Но какую пользу могут принести солдаты чужой страны, да еще и прибывшие воевать с мусульманами? Внятного, способного удовлетворить всех подданных ответа на этот вопрос не было ни у Саудов, ни у аль Шейхов. С момента заключения союза с американцами, нацеленного на войну с Саддамом Хусейном, наступает эра новой радикализации.
— Твой режим творит то, что запрещено исламом. Ты отверг бога, вступив в союз с неверными против мусульман, - обращался в 1991 году к тогдашнему садовскому королю Фахду богослов Сафар Аль-Хавали, возглавивший образованное в среде интеллектуалов королевства движение "Пробуждение".
Начавшееся как движение протеста против присутствия американских войск на саудовской земле, "Пробуждение" вскоре добавило к своим требованиям целый ряд новых пунктов. Среди них - получение богословами права оказывать большее влияние на происходящее в стране, более активное сопротивление западному влиянию и сокращение привилегий для правящего дома.

К началу ХХІ века репрессии со стороны властей загнали "Пробуждение" в подполье. Преследования заметных фигур движения продолжаются и по сей день. Уже в 2018 году был арестован аль-Хавали, активно выступавший против таких новаций наследного принца Мохаммеда ибн Салмана, как открытие кинотеатров с западными фильмами и разрешение женщинам водить автомобиль.

Еще только присматривающийся к королевскому трону, который занят его отцом Салманом, принц зачастую ведет себя как действующий монарх. Именно он инициирует реформы, связанные не только с показом кино, но и, например, с развитием альтернативных источников энергии в стране, буквально сочащейся нефтью.
Мухаммед ибн Салман. Фото: biography.com
— Состояние окружающей среды в Саудовской Аравии заставляет покидать страну даже саудитов, вот почему мы хотим перемен, - говорил сам Мохаммед ибн Салман во время своего визита в США весной 2018 года.
Тогда он приезжал в Штаты, чтобы присмотреться, в том числе, и к американским инновациям в энергетике. Но все же куда более важным для принца является американское оружие. Закупленное на миллиарды нефтедолларов, оно используется как при разгоне демонстраций шиитов в самом королевстве, так и для операций за его пределами. Пришедшие на помощь монаршей семье Бахрейна в разгар арабской весны саудовские военные передвигались на американских танках и бронемашинах. Сделанные в США снаряды и бомбы, сбрасываемые с выпущенных американцами самолетов или выстреливаемые собранной в Штатах артиллерией, ежедневно обрушиваются на соседний с Саудовской Аравией Йемен, к власти в котором рвутся повстанцы-шииты.

Претендующие на главенство в исламском мире сунниты-саудиты втянуты в региональное противостояние с шиитским Ираном, также имеющим виды на главенство на Ближнем Востоке. Любые попытки шиитов, как в самом королевстве, так и в соседних странах заявить о своих правах, дом Саудов воспринимает как вызов своей власти и даже своему существованию. И американские доллары вместе с американским оружием помогают ему на этот вызов отвечать.
Made on
Tilda