Бывший саудовский
вассал не так уж и долго пробыл во главе завоеванного им эмирата. Уже в начале ХХ века он
вынужден был сдать армии сторонников прежних правителей - столичный Эр-Рияд и отступить
вглубь пустыни. Не помогло ибн Рашиду даже вмешательство Османской империи. Молодой
наследник Саудов Абдул-Азиз разбил экспедиционный корпус османов, остатки которого уже не
могли воевать и были вынуждены отступить. Еще одной внешней силой, вмешавшейся в ход
конфликта, была Великобритания. Но она выступила на стороне Абдул-Азиза, который к середине
1920-х взял под свой контроль Мекку и Медину (Османская империя к тому времени уже
развалилась, оказавшись по итогам Первой мировой войны в лагере проигравших). А к началу
1930-х возмужавший Сауд стал властителем той территории, которая известна ныне как
Саудовская Аравия. В том же десятилетии в королевстве нашли нефть.
Несмотря на не
всегда хорошие отношения внутри семьи Саудов (сын и наследник Абдул-Азиза Сауд был свергнут
собственным братом Фейсалом, которого, в свою очередь, застрелил его племянник), третья
попытка создания государства оказалась вполне успешной. А заложенная еще в XVIII веке модель
совместного управления страной двумя семьями работает и поныне.
Сауды, как и
почти три века назад, отвечают за административное управление, за внешние связи и экономику,
а аль Шейхи - за религиозные вопросы. В их подчинении не только университеты и религиозные
школы, но еще и религиозная полиция. Она следит, например, за тем, чтобы никто не нарушал
пост в священный месяц Рамадан и не оказывал знаков внимания могилам пророка Мохаммеда и
первых халифов, то есть, не впадал в грех многобожия, с точки зрения доктрины, которой
придерживаются аль Шейхи.
Эта семья первенствует и в совете улемов - собрании
авторитетных знатоков ислама, трактующих те или иные положения Корана или хадисов,
фактически служащих для королевства конституцией. Монарх же в Саудовской Аравии не только
глава государства. Он возглавляет кабинет министров, который сам же и формирует.
Правительство это в большинстве своем состоит из мужчин королевской крови. В западных СМИ
саудовская модель правления зачастую описывается примерно такой схемой: Сауды не вмешиваются
в религиозные дела, полностью отдав их в ведение аль Шейхов. Те, в свою очередь, публикуя
призывы-фетвы, через духовенство и СМИ легитимизируют власть монархов. Это, конечно,
упрощенное представление о реальной конструкции власти королевства, но в целом верно
описывающее основные ее механизмы.