В законопроекте о выборах депутатов ВР отсутствует ясность в вопросе возможности оспорить результаты выборов, - Венецианская комиссия (дополнение)
В Избирательном кодексе отсутствует ясность в вопросе возможности оспорить результаты выборов. Об этом говорится в предварительном неофициальном выводе Венецианской комиссии относительно проекта закона "О выборах народных депутатов Украины", опубликованном на сайте Министерства юстиции Украины.
Вывод основывается на комментариях к законопроекту, предоставленных двумя членами Венецианской комиссии, - Айварсом Эндзинсом (Латвия) и Срджаном Дармановичем (Черногория), а также правовым экспертом ОБСЕ Доном Биссоном.
Один из моментов, который отмечается в выводах - законопроект затрагивает только выборы народных депутатов. "Это не соответствует резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАРЕ) о том, что все правила проведения выборов должны быть кодифицированы в единый Избирательный кодекс, чтобы обеспечить единые процедуры, применяемые ко всем выборам", - говорится в отчете.
При этом члены Венецианской комиссии отмечают такие положительные изменения в законопроекте:
- средствам массовой информации (СМИ) предоставляется неограниченный доступ ко всем публичным мероприятиям, связанных с выборами, заседаниям избирательных комиссий и помещениям избирательных участков в день выборов;
- председатели, зампредседатели и секретари окружных избирательных комиссий (ОИК) должны пройти обязательное обучение в Центральной избирательной комиссии (ЦИК) до вступления в должность;
- у членов комиссии, не согласных с решением, есть два дня на подачу письменных комментариев, которые должны быть приложены к протоколу;
- законопроект исключает положения, которые предоставляют членам избирательной комиссии от партий право удалить члена ИК без пояснения причины;
- предлагается отменить право участковых избирательных комиссий (УИК) вносить избирателей в списки в день выборов. Избиратели могут быть внесены на основании судебного решения;
- предоставление независимым кандидатам возможность для участия в выборах;
- законопроект не содержит положения, позволяющего подавать жалобы либо в вышестоящую избирательную комиссию, либо в суд.
В выводах отмечается, что законопроект предусматривает детальное регулирование парламентских выборов в Украине с попыткой предвосхитить самые непредвиденные обстоятельства, которые могут возникнуть во время избирательного периода. "Текст проекта закона порой чересчур подробный и чрезмерно сложный, что может создать трудности с его пониманием и осуществлением в избирательных комиссиях", - говорится в комментариях к законопроекту.
При этом, в отчете подчеркивается, что ряд вопросов, поднятых в предыдущих докладах ОБСЕ и Венецианской комиссии в законопроекте остаются нерешенными. "Следует уделить внимание выполнению этих рекомендаций в законопроекте до его представления в парламент", - считают эксперты. Эти вопросы включают в себя:
- ограничение права баллотироваться для тех, кто осужден за умышленное преступление, независимо от тяжести совершенного преступления;
- отсутствие четких критериев и сроков определения границ избирательных округов;
- отсутствие ясности в вопросе возможности оспорить результаты выборов;
- отсутствие полной информации до и после выборов об источниках и суммах финансовых взносов, видов и объемов расходов кампании. Также отсутствует независимый контроль за финансированием политических партий и избирательных кампаний. В документе также отсутствуют эффективные, соразмерные и сдерживающие санкции за нарушение положений финансирования избирательной кампании;
- некоторые положения ограничивают право на свободу выражения мнения;
- максимальное число избирателей на каждом участке ограничено 2500;
- разрешение наблюдателям "принимать все необходимые меры для прекращения противоправных действий во время голосования и подсчета голосов на избирательном участке";
- два или более международных групп наблюдателей, желающих координировать свою деятельность, должны предварительно получить согласие ЦИК;
- для легитимности бюллетеня, члены УИК должны его подписать, прежде чем давать избирателям;
- законопроект содержит положения, позволяющие УИК объявить недействительными результаты на основании произвольных стандартов относительно недопустимых злоупотреблений.
Члены Венецианской комиссия также отметили, что, кроме принятия поправок к законодательной базе, для обеспечения проведения выборов в соответствии с международными стандартами необходима полная и эффективная реализация закона.
Напомним, обнародованный Министерством юстиции Украины новый проект закона "О выборах народных депутатов Украины" содержит ряд нововведений. В частности, повышение проходного барьера для партий до 5%, вместо действующих 3%. Также в документе предполагается избирать народных депутатов по смешанной системе - 50% по партийным спискам, остальные 50% - по одномандатным округам.