Китай в течение двух месяцев планирует создать рынок высокорисковых облигаций
В Китае уже в ближайшие два месяца может появиться рынок высокорисковых облигаций. Это облегчит доступ к заемному капиталу малому и среднему бизнесу, который сейчас не может пробиться на долговой рынок, где доминируют госкомпании и структуры власти. Эксперты полагают, что этот шаг поможет властям, в частности, снизить объем теневого рынка кредитования и поддержит экономический рост.
Китайская комиссия по регулированию ценных бумаг (CSRC) намерена создать рынок высокорисковых облигаций (на Западе такими считаются бумаги с рейтингами неинвестиционного уровня). Об этом она объявила на встрече с главами крупнейших местных брокерских компаний, пишет Reuters со ссылкой на шанхайскую газету China Business News.
Присутствовавший на встрече вице-президент китайского рейтингового агентства Pengyuan Credit Rating Чжоу Руаньфань рассказал изданию, что непубличные компании малого и среднего бизнеса смогут продавать свои долговые обязательства инвесторам. При этом достаточно направить уведомление регулирующим органам - они не будут проверять и одобрять каждый выпуск бумаг, которые предлагают большую доходность и более высокий риск, чем обычные облигации.
"Эти правила могут быть введены уже в феврале", - сказал Чжоу. Другие участники встречи, однако, сообщили газете, что запуск может состояться позже: в марте, после ежегодной сессии парламента КНР, или даже еще позднее.
Сейчас долговой рынок Китая развит относительно слабо. Облигации выпускают в основном Министерство финансов, государственные коммерческие банки и государственные предприятия. В последние годы на рынок заемного капитала активно выходят местные власти. При этом рынок сильно фрагментирован. Отчасти это связано с тем, что за выпуском облигаций сейчас следят сразу несколько надзорных органов. В 2005 году был создан межбанковский рынок коммерческих векселей (регулятор NAFMII), который существенно подорвал авторитет и привлекательность площадок под контролем CSRC (одобряла выпуск корпоративных бондов зарегистрированных на бирже компаний). На данный момент коммерческие векселя считаются одним из главных каналов получения ликвидности для нефинансовых компаний, так как получить одобрение NAFMII гораздо проще, чем у той же CSRC. По данным ЦБ, под контролем CSRC было выпущено всего 5,6% из проданных в 2011 году корпоративных бумаг на общую сумму 2,2 трлн юаней (348 млрд долл.). При этом на фондовых биржах зарегистрировано только 2,9% от всех облигаций в обращении в 22,1 трлн юаней (3,5 трлн долл.).
Однако рынок коммерческих векселей открыт только для крупных компаний, в то время как малый и средний бизнес сталкивается с дефицитом заемного финансирования, особенно после ужесточения требований к банковскому кредитованию. "Малым и частным китайским компаниям куда сложнее получить заем от подконтрольных государству банков, чем крупным и государственным предприятиям. В результате они вынуждены занимать на подпольных рынках", - сказал аналитик Capital Economics Ван Циньвэй. Согласно данным аналитиков UBS, объемы теневого кредитования в КНР в середине 2011 года могли достигать 4 трлн юаней (627 млрд долл.) - 10% ВВП страны.
"Развитие рынка "мусорных" облигаций позволит малым фирмам получить более дешевый кредит. Кроме того, с облегчением доступа к финансированию снизится давление на фирмы, которые пока вынуждены копить на будущие проекты", - подчеркнул Ван Циньвэй.
"В результате выиграют все: рейтинговые агентства, андеррайтеры, компании и инвесторы", - полагает заместитель директора Института финансов и банковского дела Китайской академии общественных наук Инь Цзяньфэн. В то же время, предупредил Инь, не стоит ждать от рынка спекулятивных бондов чуда: "Было бы нереальным ожидать, что рынок «мусорных» облигаций коренным образом изменил бы структуру китайского рынка облигаций, на котором пока доминируют государственные компании".