Рада приняла закон о режиме военного положения
За соответствующее решение проголосовали 258 нардепов
Народные депутаты поддержали во втором чтении и в целом президентский законопроект № 2541 "О правовом режиме военного положения". За соответствующее решение проголосовали 258 нардепов из 226 минимально необходимых.
Как заявил на заседании Рады заместитель председателя фракции "Народный фронт", глава комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны Сергей Пашинский, ко второму чтению в этот законопроект было внесено 88 поправок, из которых 32 учтены полностью и 7 - редакционно.
"Хочу сейчас отметить несколько контраверсионных норм, таких как введение военного положения предусматривает изъятие всего огнестрельного оружия. Все фракции консенсусом приняли решение, что эта норма должна быть изъята из этого закона", - заявив Пашинский.
Также, по его словам, урегулирован вопрос функционирования военных администраций и других органов государственной власти, о беспрерывности работы Верховной Рады, Кабинета министров и Президента.
Этот закон направлен на законодательное урегулирование правового режима военного положения с учетом обстоятельств, возникших в связи с внешней агрессией и проведением антитеррористической операции на востоке Украины.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, предусматривается увеличить перечень и детализировать содержание мер военного положения, ввести гарантии деятельности Президента Украины, Верховной Рады Украины, более четко урегулировать порядок введения и отмены правового режима военного положения, нормировать порядок деятельности и полномочия военного командования, органов государственной власти в условиях действия военного положения, военных администраций - временных государственных органов, создаваемых Президентом Украины на территориях, на которых введено военное положение, для обеспечения действия Конституции и законов Украины, обеспечения вместе с военным командованием введения и осуществления мер правового режима военного состояния, обороны, общественного порядка и безопасности, охраны прав, свобод и законных интересов граждан.
По законопроекту в Украине или в отдельных ее местностях, где введено военное положение, военное командование вместе с военными администрациями (в случае их образования) могут самостоятельно или с привлечением органов исполнительной власти, Совета министров Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления вводить и осуществлять меры правового режима военного положения, но исключительно в пределах временных ограничений конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также прав и законных интересов юридических лиц, предусмотренных указом Президента Украины о введении военного положения.
Мерами правового режима военного положения по законопроекту, в частности являются:
1) установление усиленной охраны важных объектов национальной экономики и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, и введение особого режима их работы (перечень объектов национальной экономики и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, подлежащих усиленной охране в условиях военного положения, утверждается Кабинетом министров Украины);
2) введение трудовой повинности для трудоспособных лиц (причем за работниками, привлеченными к выполнению общественно-полезных работ, на время выполнения таких работ сохраняется прежнее место работы (должность); порядок привлечения трудоспособных лиц в условиях военного положения к общественно полезным работам и вопросы их социальной защиты с учетом требований закона определяются Кабинетом министров Украины);
3) принудительное отчуждение имущества, находящегося в частной или коммунальной собственности, изъятии имущества государственных предприятий, государственных хозяйственных объединений для нужд государства в условиях правового режима военного положения в установленном законом порядке;
4) запрет проведения мирных собраний, митингов, шествий и демонстраций, других массовых мероприятий;
5) нарушения в порядке, определенном Конституцией и законами Украины, вопрос о запрете деятельности политических партий, общественных объединений, если она направлена на ликвидацию независимости Украины, изменение конституционного строя насильственным путем, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, подрыв ее безопасности, незаконное увлечение государственной власти, пропаганду войны, насилия, на разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды, посягательство на права и свободы человека, здоровье населения;
6) регулирование работы предприятий телекоммуникаций, полиграфических предприятий, издательств, телерадиоорганизаций, телерадиоцентров, театрально-зрелищных и других предприятий, учреждений, организаций и заведений культуры и средств массовой информации, а также использования местных радиостанций, телевизионных центров и типографий для военных нужд и проведения разъяснительной работы среди войск и населения; запрещение работы приемно-передающих радиостанций личного и коллективного пользования и передачу информации через компьютерные сети;
7) установление особого режима в сфере производства и реализации лекарственных средств, которые имеют в своем составе наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры, иные сильнодействующие вещества, перечень которых определяется Кабинетом министров Украины;
8) проведение эвакуации населения, если возникает угроза его жизни или здоровью, а также материальных и культурных ценностей, если возникает угроза их повреждения или уничтожения, в связи с перечнем, утверждаемую Кабинетом министров Украины;
9) освобождение с должностей руководителей любых предприятий, учреждений и организаций за ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, назначать исполняющих обязанности руководителей указанных предприятий, учреждений и организаций;
10) принятие дополнительных меры по усилению защиты государственной тайны;
11) интернирование (принудительное отселение) граждан иностранного государства, что угрожает нападением и осуществляет агрессию против Украины.
При этом в местностях, где ведутся боевые действия, введения и осуществления мер правового режима военного положения возлагается непосредственно на военное командование и военные администрации (в случае их образования).
"Предполагается, что введения и осуществления мер правового режима военного положения осуществляется в соответствии с утвержденным Кабинетом министров Украины типового плана внедрения и обеспечения мероприятий правового режима военного состояния в Украине или в отдельных ее местностях", - говорится в пояснительной записке.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, его принятие будет способствовать:
- повышению эффективности руководства Президентом Украины в условиях военного положения Вооруженными силами Украины, другими военными формированиями и правоохранительными органами, а также внедрению и осуществлению военными администрациями мер правового режима военного положения;
- эффективной координации Кабинетом министров Украины деятельности органов исполнительной власти относительно всестороннего обеспечения внедрения в Украине или в отдельных ее местностях военного положения, перевода экономики и финансовой системы на функционирование в условиях этого состояния;
- созданию условий для нормализации ситуации и обеспечения непрерывности реализации публичной власти на территории, где введено военное положение, и, как следствие, для предоставления услуг населению соответствующих административно-территориальных единиц, остановке развития кризисных тенденций в хозяйственном секторе и общественно-политической ситуации.
В Верховной Раде законопроект "О правовом режиме военного положения" представил глава парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Сергей Пашинский ("Народный фронт").
Напомним, Верховная Рада поддержала этот законопроект в первом чтении 9 апреля 2015 г.