Некоторые факты об участии Тищенко в процессе против Аблязова
Экс-глава межведомственной рабочей группы по вопросам антикоррупционного законодательства Елена Тищенко - фактически человек, призванный координировать работу всех силовых и следственных органов Украины в плане возврата выведенных из страны денег. Ее назначение вызвало много толков и пересудов в политикуме в связи с тем, что за незадолго до своего назначения Тищенко находилась в российской тюрьме, куда попала по подозрению в отмывании украденных средств казахстанского БТА Банка. Документы, которые попали в распоряжении редакции, пролили некоторый свет на то, что случилось на самом деле в России.
Тищенко попала под следствие в РФ, будучи обвиненной в легализации средств, которые были, якобы похищены через БТА Банк, когда тот еще принадлежал Мухтару Аблязову. Отсидев около трех месяцев в тюрьме, Тищенко была амнистирована и переведена в категорию свидетелей. БТА Банк отказался от претензий по возмещению ущерба к Тищенко, после чего она смогла вернуться в Украину и получить свой нынешний пост - главы Межведомственной рабочей группы по вопросам антикоррупционного законодательства.
Информации о конкретных обвинениях, которые российские следователи предъявляли Тищенко, одному из юристов Аблязова, мало. Разве что в Интернете циркулировала информация о том, что Тищенко пошла на сделку с властями Казахстана и дала необходимые показания против своего бывшего работодателя. Но документы, которые есть в распоряжении редакции, проливают немного света на эту историю.
Итак, Тищенко была задержана в Москве по подозрению в совершении преступлений, которые проходят по двум статьям УК РФ - ст.159 (мошенничество в особо крупном размере) и ст.174.1 (легализация похищенных средств). Обвинение в мошенничестве с нее было снято через неделю. А для продления содержания под стражей по статье о легализации похищенных средств, утверждают источники в правоохранительных органах РФ, была специально завышена сумма ущерба, который Елена, якобы, нанесла БТА Банку.
Один из самых интересных документов - протокол встречи Елены Тищенко и следователей. В нем приняли участие:
- Николай Будило, старший следователь следственного департамента МВД РФ, один из фигурантов "списка Магнитского";
- Андрей Павлов, представитель юрфирмы "Quorum Debt Management Group". Также фигурант "списка Магнитского". По официальным данным, данная юрфирма представляет интересы БТА Банка в России. Но неофициальным данным, эта же фирма является связующим звеном между администрацией Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, прокуратурой Казахстана и российскими следователями;
- представители прокуратуры Казахстана;
- юристы британской фирмы Hogan Lovells - Майкл Робертс и Крис Хардман, представляющие БТА Банк в Англии и координирующие других западных юристов и PR-агентов.
Бросается в глаза скоординированность действий этих персон в преследовании Тищенко. Например, из фрагмента переписки между следователем Николаем Будило и юристом Андреем Павловым очевидно, что они согласовывают текст обоснования для суда о нахождении Тищенко под стражей.
После чего Андрей Павлов сообщает в Казахстан об успешной реализации комбинации по задержанию Елены Тищенко и спрашивает, что с ней делать дальше - выпускать ее или нет. Оставим открытым вопрос: в Москве или Казахстане принимали решение об освобождении Елены?
Любопытно и письмо сотрудника БТА Банка Павла Просянкина Андрею Павлову, к которому приаттачены фото Тищенко. Письмо получено за два дня до задержания Елены.
Заслуживает внимания и переписка британских юристов с их российскими коллегами - фигурантами "списка Магнитского" - с Будило и Павловым.
Отметим, что в основание ареста Тищенко легли показания Криса Хардмана. Чтобы задержать Елену, Крису Хардману пришлось срочно лететь в Москву из Лондона. При этом, показания для задержания подозреваемой дал через два дня после того, как Елена Тищенко уже сидела в московской "кутузке".
Вернемся к встрече Елены со следователями, которая, несмотря на пребывание Елены в СИЗО, больше похоже не на допрос, а на обсуждение позиций сторон. Из протокола следует, что от Тищенко требовали дать максимально жесткие показания на Мухтара Аблязова, его партнеров, коллег и союзников по оппозиции в Казахстане.
Просматриваются два основных направления:
- условно экономическое;
- общественно-политическое.
Для получения нужных следствию показаний были задействованы все приемы, сталинской охранки: многочасовые допросы, проволочки с допуском адвокатов, помещение в карантин вместе с наркоманами и больными. При этом отметим, что Елена - мать четырех детей, младшей из которых на тот момент не исполнилось и двух лет.
Учитывая такой прессинг, сложно обвинить Тищенко в том, что она рассказала все, что знала и, похоже, даже больше. Особое странно выглядят моменты о подготовке экстремистов для захвата власти, закупке вооружений и об использовании беспилотников для сброса бомбы на Нурсултана Назарбаева.
Особое внимание следователи из Казахстана уделили вопросу взаимодействия Аблязова и российского оппозиционного политика Александра Белова-Поткина, который, якобы, обучал в Казахстане группы экстремистов. На основании этих сведений Александр был буквально на днях задержан российскими властями и сейчас находится под домашним арестом. Именно эти показания стали т.н. "доказательной базой" для властей Казахстана в фабрикации новых уголовных дел против оппозиции.
Результатом договоренностей между Тищенко, БТА Банком и российским правосудием стало закрытое соглашение о том, что банк прекращает свои преследования в отношении Елены фактически в обмен на ее показания против Мухтара Аблязова и его коллег и сторонников. Чисто по человечески сложно осудить молодую маму, оказавшуюся в путинских застенках.
Но, увы, на этом злоключения Елены Тищенко не закончились. Уже будучи главой Межведомственной рабочей группы по вопросам антикоррупционного законодательства, она отбивалась от попыток российских юристов возбудить против нее новое уголовное дело.
Последние документы - письма Елены Тищенко, одно из которых адресовано Майклу Робертсу (Hogan Lovells), а второе - представителю БТА-банка в Казахстане. Содержание обоих - практически идентично.
Елена, уже будучи украинской чиновницей, напомнила, что в соглашении с банком ей была гарантирована защита от дальнейших преследований в обмен на т.н. "правильные" показания. И что если попытки вновь привязать ее к делу не остановятся, она будет вынуждена обнародовать всю подноготную дела БТА Банка.
Более того, Елена Тищенко недвусмысленно намекнула на связь между заказчиками из Казахстана и Андреем Портновым, бывшим замглавы Администрации Президента Виктора Януковича, который, похоже, координировал действия по делу Аблязова в Украине.
После такого посыла у представителей БТА Банка и российского следствия интерес к Елене Тищенко, судя по всему, пропал навсегда.
Письмо Майклу Робертсу