ua en ru

E.ON Ruhrgas попросила "Газпром" изменить формулу цены на газ и привязать ее к цене спотовых поставщиков

Ценообразование российского газа по-прежнему не удовлетворяет европейские компании. После скидок, предоставленных "Газпромом" европейским потребителям, немецкая E.ON Ruhrgas попросила изменить формулу цены на газ и привязать ее к цене спотовых поставщиков. В противном случае покупатели российского газа намерены закупаться по спотовым ценам у других контрагентов, объем поставок которых неуклонно растет, передает РБК daily со ссылкой на Reuters.
Немецкая E.ON Ruhrgas 21 февраля 2011 г. обратилась к "Газпрому" с просьбой привязать все контракты на российский газ к спотовой цене, однако "Газпром" занял жесткую позицию в этом вопросе. Об этом сообщил начальник управления структурирования контрактов и ценообразования компании "Газпром экспорт" Сергей Комлев.
E.ON получает подавляющую часть газа от "Газпрома" по долгосрочным контрактам, формула цены которых привязана к стоимости нефти и нефтепродуктов. С другой стороны, со середины 2008 г. по середину 2010 г. спотовые цены на газ в Европе упали на 70%, в то время как "формульные" цены снизились только на 40%.
Из-за экономического спада импортеры газа начали сомневаться в целесообразности привязки цен на газ к ценам на нефть, а их клиенты увеличили закупки на спотовом рынке, предлагающем лучшие цены. По оценкам экспертов, только в 2009 г. спотовый рынок газа удвоился - объемы поставок газа по спотовым контрактам начали приближаться к объемам продаж "Газпрома" в страны ЕС и Турцию (141 млрд куб. м). Поэтому, потеряв во время кризиса часть европейского рынка, "Газпром" частично пересмотрел действовавшую десятилетиями систему ценообразования и начал учитывать цены спотового рынка в контрактах с европейскими клиентами.
Но полный переход на краткосрочные контракты не устраивает "Газпром". 21 февраля 2011 г. представители "Газпрома" в качестве комментария своей позиции напомнили слова генерального директора ООО "Газпром экспорт" Александра Медведева: "Долгосрочные контракты нефтепродуктовой привязки гарантируют сохранение баланса интересов покупателя и продавца. Привязка цены газа к нефти защитит потребителя от возможных ценовых манипуляций доминирующим поставщиком, поскольку ни один из крупных экспортеров газа в Европу не может влиять на цену нефти и нефтепродуктов".
E.ON Ruhrgas со своей стороны дала такой комментарий своим действиям: "Мы ведем переговоры со всеми поставщиками газа, направленные на то, чтобы привести условия поставок в соответствие с текущей ценовой ситуацией на рынке газа".