Сотрудничество с реальным бизнес-сектором и ориентация на рынок труда должны стать актуальным направлением работы университетов, - эксперты
Сотрудничество с реальным бизнес-сектором, успешными предпринимателями и ориентация на реальный рынок труда и его потребности должны стать третьим направлением работы современных университетов. К такому мнению пришли участники семинара-тренинга «Третья миссия университета XXI века», который состоялся 10 января 2012 г. в Институте высшего образования АПН Украины при поддержке Посольства США в Украине, Национального ТЕМПУС офиса и Офиса программы Фулбрайта в Украине.
Две главные составляющие университетской миссии были определены в начале XIX в. Вильгельмом фон Гумбольдтом: обучение или трансляция знания прошлого и исследования - создание условий для формирования нового знания. Но, в современном университете акцент должен быть сделан на исследование, получение нового знания, отметил участник дискуссии научный сотрудник Центра российских и евразийских исследований Университета Уппсалы (Швеция), доктор Сергей Курбатов.
Он привел пример Университета Уппсалы. «Несколько лет назад этот университет радикально изменил пиар-стратегию. Если раньше она строилась на тезисе о том, что это старейший университет Скандинавии, основанный в 1477 г., в котором работали Карл Линней, Андерс Цельсий и другие ведущие ученые прошлого, то сейчас реклама строится вокруг тезиса о том, что это самый современный инновационный центр с новейшим оборудованием, который сотрудничает с ведущими университетами мира. Кроме того, был создан инновационный центр, который стал ключевым элементом новейшей университетской инфраструктуры», - отметил ученый.
По мнению участников дискуссии, перспективными направлениями университетской деятельности в рамках «третьей миссии» является и работа по созданию условий для обучения в течение всей жизни («life long learning»). «В условиях, когда объем информации, которыми оперирует человечество, удваивается каждые два года, а период «полураспада квалификации» в инженерных и компьютерных науках составляет менее пяти лет, человек должен учиться постоянно. А можно найти лучшую площадку для подобного обучения, чем университет с его многовековой традицией и имиджем интеллектуального центра?», - отметил Сергей Курбатов.
Он также добавил, что существенное увеличение финансирования украинского университетского образования вряд ли возможно и реалистично. «Но в плане открытости прогрессивным влияниям, продуманной кадровой политики, уменьшения коррупции мы можем быть гораздо более оптимистичными», - подчеркнул ученый.
Напомним, по данным Госкомстата, в феврале 2011 г. в Украине функционировали 854 вуза в которых обучались 2 млн 491 тыс. студентов. Но качество отечественной университетского образования, по мнению западных специалистов, находится на исключительно низком уровне. «Украинские университеты слишком зашоренные, слишком плохо укомплектованы преподавателями, слишком коррумпированы и слишком бедны, чтобы хорошо выполнять свою работу», - отметила в 2010 г. директор колледжа Эксетер Оксфордского университета Фрэнсис Кернкрос.